Тесное и взаимовыгодное сотрудничество всегда было присуще российским и армянским атомщикам, считает генеральный директор Армянской атомной станции Мовсес Варданян, поясняя, что за все годы своей работы ААЭС использовала только российское ядерное топливо, которое зарекомендовало себя с самой лучшей стороны.
С главой Мецаморской АЭС мы встретились в кулуарах прошедшего недавно в Москве форума по атомной энергетике “Атомэкспо-2016”. В беседе с нами г-н Варданян выразил надежду, что и при дальнейшей эксплуатации у нас будет возможность использовать ядерное топливо столь высокого качества.
“Форум в этом году интересен тем, что проходит в год 20-летия Топливной компании “Росатома” — АО “ТВЭЛ”, с которой мы имеем непосредственную связь, поскольку поставщиком ядерного топлива для армянской АЭС выступает именно эта компания. Планируем с “ТВЭЛ” обсуждение по реализации ближайших программ, подходов, намечаемых в плане роста безопасности использования ядерного топлива, а также некоторых уточнений процентного уровня обогащенного урана. Хотелось бы обсудить и вопросы поставок топлива на нашу станцию, которые сегодня осуществляются воздушным путем, с учетом того, что в этом направлении имеются определенные проблемы, правда, организационного, а не технического характера”, — пояснил наш собеседник.
Сама компания “ТВЭЛ” входит в состав Топливного дивизиона Госкорпорации “Росатом” и включает предприятия по фабрикации ядерного топлива, конверсии и обогащению урана, производству газовых центрифуг, а также научно-исследовательские и конструкторские организации. При этом основной деятельностью “ТВЭЛ” является производство и поставки ядерного топлива для энергетических и исследовательских реакторов. Достаточно сказать, что топливная компания обеспечивает ядерным топливом 78 энергетических реакторов в России и пятнадцати государствах Европы и Азии.
“На сегодня наша компания является одним из лидеров мирового рынка ядерного топлива, имея 17% на международном рынке фабрикаций и предоставляя в составе комплектного топлива и компонентов комплектующих услуги по обогащению урана. Если речь идет о поставках обогащенного уранового продукта, то, соответственно, мы работаем на международном рынке через другую отраслевую компанию “Росатома” — АО “Техснабэкспорт”. Так вот, совместно с компанией “Техснабэкспорт” мы имеем более 30% доли присутствия на зарубежном рынке услуг по обогащению урана. В целом же совокупный портфель экспортных заказов нашей компании на сегодня превышает 10 млрд долларов. И этот показатель на протяжении последних пяти лет демонстрировал тенденцию роста, несмотря даже на неблагоприятные внешние факторы, сформировавшиеся после фукусимских событий”, — рассказал в ходе состоявшегося в рамках “Атомэкспо” брифинга на тему “Надежность поставок ядерного топлива и уникальные технологии — основа для развития партнерства в области топливообеспечения АЭС” старший вице-президент компании “ТВЭЛ” Алексей Григорьев.
Что касается поставок непосредственно для Армянской АЭС, то, отвечая на наш вопрос о возникших в этом направлении проблемах организационного характера, г-н Григорьев уточнил, что связаны они в основном с транзитом российского ядерного топлива.
“Дело в том, что периодически со стороны сопредельных государств (в силу определенной напряженности в отношениях и, скажем так, недружественных шагов с их стороны) возникают вопросы с транзитом нашего топлива. И для того, чтобы исключить любые потенциальные проблемы, связанные с безопасной эксплуатацией атомного блока, во время недавней встречи с руководством Армянской АЭС мы договорились о создании в этом году резерва ядерного топлива на ААЭС в объеме одной перегрузки. Помимо обеспечения резерва, также сделаем штатную поставку топлива. В этом случае, даже при возникновении каких-то форс-мажоров, атомная станция всегда будет обеспечена топливом для того, чтобы надежно, безопасно и устойчиво работать”, — детально изложил суть дела вице-президент компании “ТВЭЛ”.
Помимо бесперебойного обеспечения поставок ядерного топлива на ААЭС, существенное значение имеет также вопрос переработки отработавшего ядерного топлива. Как отметил в беседе с нами гендиректор ААЭС, с момента распада СССР отработанное на нашей станции топливо остается в Армении.
“У нас для этого на территории станции построены специальные хранилища, соответствующие международным стандартам, с 50-летним лицензионным сроком хранения. В течение этого времени отходы будут храниться там, а после сроки действия хранилищ можно будет увеличить благодаря применению современных технологий в этом направлении”, — уточнил г-н Варданян.
Коснулся он и вопроса переработки отработанного топлива, пояснив, что, с учетом транспортной блокады Армении и отсутствии внешнего железнодорожного сообщения, единственно возможным путем отправки является воздушный путь. Однако этот вариант не приемлем для перевозки уже отработанного ядерного топлива. Именно поэтому Армения и приняла решение о строительстве хранилищ.
“Подобная методика хранения присуща не только Армении, но и многим другим странам, в том числе Украине, Болгарии, Чехии, Словакии, где отсутствуют мощности по обработке отработанного топлива. Отмечу также, что все управление в контексте отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов на ААЭС находится под эгидой МАГАТЭ. Без присутствия инспекторов этой структуры мы вообще никаких действий, связанных с отработанным топливом, не предпринимаем”, — констатировал директор Армянской атомной станции.
На эту тему мы поговорили также с Олегом Крюковым, директором Госкорпорации “Росатом” по государственной политике в области радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива и вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов, по словам которого, Госкорпорация “Росатом” готова брать на переработку отработавшее ядерное топливо с Армянской АЭС.
“На сегодня у нас имеются международные контракты по обращению и переработке отработанного ядерного топлива, и мы их выполняем. Однако в соответствии с российским законодательством радиоактивные отходы должны быть возвращены в страну, откуда было привезено топливо для переработки. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу: да, переработка отработанного ядерного топлива из Армении вполне возможна у нас, но далее надо будет думать об утилизации отходов в вашей стране, — предложил вариант решения вопроса представитель “Росатома”. — Хочу также добавить, что заказчика такого сложного вида работы не должны смущать те проблемы, которые могут возникнуть с радиоактивными отходами, поскольку мы способны предоставлять комплексные услуги — от специальных контейнеров до строительства сертифицированных хранилищ для дальнейшего приема радиоактивных отходов. Переговоры по этому поводу с ААЭС ведутся, но они пока не имеют конкретных очертаний, и сейчас отработанное ядерное топливо находится в Армении”, — заключил г-н Крюков.
Статья опубликована 8 июня, 2016 14:41
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…