Армянские дзюдоисты никак не могут выбраться из кризиса, в котором оказались еще в прошлом году. Череда неудачных выступлений продолжилась и на чемпионате мира в Челябинске, в ходе которого подавляющее большинство спортсменов нашей сборной после первых же поединков превратились в статистов. В причинах нынешнего провала мы попробовали разобраться вместе с главным тренером Национальной сборной Армении Тиграном Бабаяном, который, как выяснилось, и сам был настроен на откровенную беседу.
— Чем обусловлен нынешний удручающий результат?
— Прежде чем ответить на вопрос, хочу напомнить любителям спорта, что после обретения нашей страной независимости, у нас была лишь одна медаль с чемпионата мира. В 2009 году ее завоевал Армен Назарян. Хочу, чтобы люди правильно представили ситуацию. Впрочем, я не причастен к прежним успехам и теперь, по сути, с нуля пытаюсь построить новую команду. Откровенно говоря, на нынешнем мировом первенстве я, главным образом, рассчитывал на Оганеса Давтяна, который два месяца назад стал бронзовым медалистом чемпионата Европы. Некоторые ожидания были и от выступлений Григора Иваняна и Андраника Чапаряна, которые, по моим расчетам, при благоприятных обстоятельствах могли оказаться если не в призерах, то уж в лучшей пятерке. К сожалению, жеребьевка оказалась неблагосклонной к ним. Об остальных армянских дзюдоистах я не стану говорить, потому что они поехали на чемпионат за счет спонсоров, и к их подготовке я был не причастен. А, значит, не несу ответственности за их результаты.
— И Армена Назаряна не вы привлекали в нынешнюю сборную?
— Да, его участие — не моя инициатива…
— Можно ли рассчитывать на благосклонный жребий на чемпионате мира, в котором участвуют все сильнейшие и слабых практически нет?
— Вы правы, но есть некоторые нюансы. Говоря о том, что Давтяну не повезло со жребием, я имел в виду, что он попал в подгруппу, где набралось больше всего участников. А это означает, что уровень конкуренции в его группе был сравнительно выше. Если бы гюмриец оказался в другой компании, то вполне мог бы вступить в спор за бронзовую медаль. Кстати, при старом регламенте он получил бы возможность провести утешительные поединки. Однако новые правила предусматривают, что спортсмен должен самостоятельно пробиться как минимум в восьмерку, чтобы получить шанс продолжить борьбу за 3 место. Что касается Иваняна, то, как вы знаете, ему удалось преодолеть первый барьер, но дальше пройти не получилось. Чапарян тоже был близок к тому, чтобы выиграть первый бой. За 40 секунд до конца поединка он побеждал своего визави, но затем, допустив грубую оплошность, проиграл.
— То есть вы считаете, что эта тройка наших дзюдоистов была лучше остальных подготовлена к чемпионату мира?
— Да, они были в нормальной форме, поскольку прошли все этапы подготовки. Именно поэтому я ожидал от них лучшего выступления. И не случайно, что остальные поехали на чемпионат на средства частных спонсоров.
— Значит, Давтян, Иванян и Чапарян участвовали на казенные деньги?
— Государство профинансировало лишь участие Чапаряна, а Давтян и Иванян поехали в Челябинск при помощи финансовой поддержки Международной федерации дзюдо.
— И все же по каким критериям наши спортсмены уступают соперникам?
— Я бы не сказал, что они плохо подготовлены в техническом и физическом плане. Скорее всего, изъяны есть в тактической и психологической подготовке. Если спортсмен проигрывает в последние 40 секунд, это означает, что у него есть проблемы с тактикой.
— Это ведь возможно исправить?
— Все возможно, но для этого нужно время. Я больше всех переживаю за этот результат. А ведь то, о чем мы говорили до этого, лишь вершина айсберга. Корни проблемы находятся глубже. Например, в Армении резко сократилось число ребят, занимающихся дзюдо. Остальные же сталкиваются с серьезными проблемами. 60-70% ребят, которые достигают возраста, когда уже должны показать результат, призываются в армию, и большинство из них не возвращается в спорт. По завершении службы многие сталкиваются с социальными проблемами. Им надо найти работу, обустроить жизнь, а мы не в состоянии платить им за занятия спортом. Это, естественно, сказывается на конкуренции, тренеры сборных оказываются перед дилеммой выбора. Мы вынуждены обходиться теми кадрами, которые есть в нашем распоряжении.
— Вы сказали, что для исправления ситуации нужно время. Теперь, когда все официальные чемпионаты сезона позади, времени у вас будет вдоволь.
— Я бы не сказал. Международный календарь у нас довольно насыщен. Осенью нас ожидают несколько международных турниров, в том числе и такие, на которых будут разыгрываться олимпийские очки.
— Вы надеетесь, что армянские дзюдоисты попадут на Олимпийские игры 2016 года?
— Я не сомневаюсь, что у нас будет несколько участников Олимпийских игр. Дело в том, что в дзюдо очень много турниров, в которых можно оформить олимпийскую путевку. Число таких соревнований достигает нескольких десятков. Естественно, мы выступим не во всех, но сделаем все возможное для достижения цели. Более того, я надеюсь, что у нас будет олимпийский медалист, и это вполне реально.