Помощник президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам Али Гасанов в среду в очередной раз выразил обеспокоенность Баку существующей в отношениях между Турцией и Россией напряженностью и готовность азербайджанских властей содействовать улучшению турецко-российских отношений.
Нынешнее заявление Гасанова прозвучало по возвращении президента АР Ильхама Алиева из Стамбула, где проходил Всемирный гуманитарный форум ООН, из чего можно заключить, что на азербайджано-турецких двусторонних встречах в те дни этот вопрос, как минимум, обсуждался, как максимум, — Эрдоган просил Алиева приложить или активизировать усилия в этом направлении. Примечательны в этом контексте высказывания Гасанова о том, что Азербайджан “имеет отношения высокого уровня, стратегического партнерства” как с Турцией, так и с Россией, что с обоими государствами он “исторически связан тесными отношениями, общей многовековой историей и мощными политическими связями”, а “искренние отношения, взаимное доверие, диалог высокого уровня между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом России Владимиром Путиным являются первостепенными факторами, которые обуславливают дальнейшее расширение взаимного сотрудничества в других сферах”.
Насчет “многовековых” азербайджано-российских связей Гасанов, конечно, загнул, но что Турция сегодня нуждается, по выражению одного западного издания, в “российском тыле” — это факт. Резкое ухудшение отношений с Россией после истории со сбитым российским бомбардировщиком в Сирии лишило Турцию возможности маневрирования во многих вопросах. В частности, в отношениях с Евросоюзом, членства в котором Анкара безуспешно добивается с 1987г., всякий раз демонстративно идя на сближение с Россией в ответ на требования ЕС выполнить необходимые для вступления условия.
Сегодня Анкара такой возможности лишена. Однако продолжает сопротивляться требованию ЕС об изменении антитеррористического законодательства, выдвигаемого в качестве условия безвизового режима, воспринимая его как поддержку терроризма (речь о Рабочей партии Курдистана, которую в Турции считают террористической). В Анкаре болезненно восприняли заявление премьер-министра Великобритании Дэвида Кемерона о том, что Лондон не поддержит Брюссель, если тот согласится на введение безвизового въезда граждан Турции на территорию ЕС, и что Турция не станет членом ЕС ранее 3000 года при сохранении нынешних темпов переговоров о присоединении к сообществу, состоящему из 28 стран.
Даже канцлер Германии Ангела Меркель, которую в ее стране и в Европе в целом упрекали и даже обвиняли в чрезмерной уступчивости Эрдогану в аспекте заключения миграционного соглашения с Турцией, в ходе визита на этой неделе в Анкару указала той на не выполненные условия для введения безвизового режима, подчеркнув, что для отмены виз необходимо выполнить все 72 пункта, обозначенных ЕС еще в декабре 2013г.. Эти 72 пункта технического и политического характера, которые, как отмечает Die Welt, Эрдоган выполнять не захотел, — антитеррористические законы, при помощи которых в Турции преследуют оппозиционеров, журналистов и депутатов парламента.
На встрече с Эрдоганом Меркель выразила озабоченность принятием турецким парламентом законопроекта, который позволяет лишить неприкосновенности почти всех депутатов прокурдской Партии демократии народов. В заочном диалоге в ответ на заявление Эрдогана о том, что “турецкий народ не хочет видеть в парламенте виновных в чем-либо депутатов, особенно тех, кто поддерживает сепаратистскую террористическую организацию”, Меркель в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung заявила, что этот шаг открыл Турции возможность отправить на скамью подсудимых ведущих курдских политиков, а “мы хотим, чтобы курдский народ имел равные права и хорошее будущее в Турции”.
Правда, при этом Меркель не дала ответа на вопрос о том, не приведет ли это к провалу соглашения о беженцах между ЕС и Турцией, отметив, что с Эрдоганом они “говорили лишь о поверхностном и не обсудили всех деталей”, но у нее создалось “впечатление, будто соглашение отвечает интересам обеих сторон и его необходимо выполнять постепенно”.
Неизвестно также, поднимала ли Анкара в ходе визита Меркель вопрос о предстоящем 2 июня обсуждении в Бундестаге резолюции “Память и поминовение жертв Геноцида армян и других христианских меньшинств 101 год назад”. Сообщения об этом вызвали истерику у Эрдогана, который заявил о “неуважении Евросоюза к Турции” и пригрозил сорвать сделку с ЕС по миграционному кризису. В 2015г. правительству Меркель удалось отсрочить принятие резолюции, инициированной оппозиционной партией “зеленых”, несмотря на то, что председатель Бундестага Норберт Ламмерт и президент ФРГ Йоахим Гаук также назвали истребление армян геноцидом. Предложенный “зелеными” проект резолюции предполагалось одобрить еще в феврале 2016г., но принятие документа вновь отложили, чтобы избежать серьезного охлаждения отношений с Турцией и не сорвать подписание соглашения между ЕС и Анкарой о реадмиссии нелегальных мигрантов.
Нынешний законопроект подготовили три рабочие группы Бундестага. На интернет-сайте германского парламента в плане заседаний на второе июня пятым пунктом повестки дня значится часовое обсуждение проекта резолюции, внесенной совместно фракциями ХДС/ХСС, Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и “зеленых”.
Эксперты по вопросам внешней политики большинства политических партий Германии высказываются в поддержку резолюции. Самое недвусмысленное заявление сделал один из инициаторов документа Джем Оздемир. В интервью изданию Bild am Sonntag он заявил: “Вполне возможно, что это вызовет гнев Анкары. Но бундестаг не поддастся на шантаж со стороны такого тирана, как Эрдоган”.
Глава парламентской фракции СДПГ Томас Опперман также полагает, что в данном случае излишняя обходительность неуместна. А заместитель председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге Франц Йозеф Юнг и член парламентского комитета по вопросам прав человека Бернд Фабрициус напомнили об исторической ответственности Германии за Геноцид армян в Османской империи во время Первой мировой войны.
Германская империя в рамках военного союза с Османской империей предоставляла ей гарантии безопасности. Существует множество доказательств того, что в Берлине знали об этнических чистках в отношении армян, проводимых тогдашним правительством младотурок. По оценкам историков, с 1915 по 1918 годы в Османской империи были депортированы и истреблены в общей сложности до 1,5 миллиона армян. Германская империя не вмешивалась в происходящее, а после окончания Первой мировой войны предоставила политическое убежище представителям свергнутого турецкого правительства, ответственным за убийства армян, пишет Deutsche Welle.
Теперь Берлин собирается официально попросить прощения за те события. Председатель Германо-армянского общества Раффи Кантян надеется, что депутаты бундестага 2 июня поддержат внесенные в текст резолюции поправки с извинениями за случившееся. Стопроцентной уверенности в этом нет, но Левая партия и “зеленые” еще в первом варианте проекта резолюции настаивали на том, чтобы Германия принесла извинения.
В проекте резолюции “зеленых” от 24 февраля 2016 года это звучит следующим образом: “Германский бундестаг сожалеет о бесславной роли Германской империи, которая, несмотря на предоставляемую немецкими дипломатами и посланниками точную информацию об организованном изгнании и уничтожении армян, не попыталась остановить это преступление против человечности”.
Вице-спикер Бундестага Эдельгард Бульман, побывавшая на днях в Ереване, заявила журналистам, что в резолюции о Геноциде армян, в первую очередь, будут осуждены погромы, насилие и депортация армян и других христианских народов в Османской империи. “В данной резолюции мы воздадим дань уважения памяти жертв Геноцида армян, осудим печально известную роль Германской империи, которая, будучи основным союзником Османской империи, не предотвратила это преступление”, — отметила Бульман. По ее словам, документы, которые германское руководство в 1998 году представило как армянскому, так и турецкому правительствам, показывают, что тогда в Германии знали о происходящих в Османской империи событиях: “По этой причине в резолюции внимание уделяется соучастию Германской империи в Геноциде армян. Германия этим документом фактически берет на себя ответственность встать лицом к лицу со своей историей”.
Турки, проживающие в Германии, готовятся к проведению акций протеста. Причем не 2 июня, а превентивно — 28 мая. В Анкаре заявляют, что имеет место “торг между Турцией и Европой в вопросе беженцев, и европейцы хотят таким нелепым образом повлиять на решение Турции или шантажировать ее”.
Новоназначенный турецкий министр по делам ЕС Омер Челик заявил, что вступление в ЕС для Турции не является “единственным вариантом”, с точки зрения отношений с Европой. “Перспектива полноправного членства Турции в ЕС стала частью государственной политики Турции, и мы продолжим двигаться в этом же направлении. Для нас это очень важно, но в то же время для Турции это не единственный вариант”, — сказал он. По словам Челика, “в настоящий момент отношения с ЕС находятся на перепутье из-за региональных и мировых кризисов”.
Так что, в контексте всего вышесказанного обращение Анкары к Баку помочь в вопросе нормализации отношений с Москвой представляется вполне реальным. Другое дело, как на это смотрит Москва. Пока признаков стремления к нормализации отношений с Турцией, которая упорно отказывается хотя бы извиниться за убийство российского пилота, не наблюдается. В Москве, надо полагать, не забыли также, как в 1920-21гг. Россию “кинул” Ататюрк, а в 1994г. — Гейдар Алиев с т.н. “контрактом века”. Сейчас торгуется Ильхам, которому “искренние и доверительные” отношения с Путиным не мешают реализовывать в регионе вместе с Анкарой антироссийские проекты. Начальник сектора Кавказских исследований Российского института стратегических исследований Артур Атаев считает, что основную напряженность на Южном Кавказе создает недавно актуализировавшийся тройственный союз Грузии, Азербайджана и Турции. “Сейчас эти страны выходят на антироссийскую финишную прямую. В определенной степени этот военный союз приобретает вектор, направленный против проекта Евразийского экономического союза. В результате Армения оказывается в “котле”, ведь фактически весь транспортно-логистический узел этой страны завязан на Грузии”, — сказал эксперт порталу Sputnik. Россия, по его словам, на данном этапе может противопоставить только действия на дипломатическом уровне. Однако российское влияние в регионе — очень уязвимо, добавил Атаев.
А значит, у Москвы нет никаких гарантий, что история с “ножом в спину” не повторится.