Отсутствие прозрачных проверочных процедур, неорганизованные и необоснованные инспекционные проверки, а также ряд других подобных проблем зачастую препятствуют росту и развитию субъектов малого и среднего бизнеса в стране. По цепной реакции они отражаются на всех отраслях отечественной экономики, в том числе в сфере пищевой безопасности, абсолютно не способствуя повышению качества и безопасности продуктов питания.
Однако система инспекционных проверок на основе рисков способна в корне изменить ситуацию, трансформировав все процедуры проверок в Армении в более целенаправленный, четкий и прозрачный процесс. Во многом новые подходы стали возможными благодаря деятельности программы Группы Всемирного банка по реформированию инвестиционной среды в Армении, которая осуществляется Международной Финансовой Корпорацией (IFC), входящей в Группу Всемирного банка.
Так вот, в рамках одного из четырех компонентов программы, а именно “Реформы в области регулирования пищевой безопасности”, IFC оказывает содействие правительству Армении в области разработки законодательства, соответствующего международным критериям. Параллельно оказывается поддержка Государственной службе по пищевой безопасности в сфере внедрения системы контроля на основе оценки рисков.
“Инспекционные проверки в области государственного контроля на основе оценки риска считаются передовой международной практикой. Этот новый подход разделяет бизнес на группы по трем категориям риска, а именно группы высокой, средней и низкой степени риска. В результате такой градации, к примеру, частота проверок для бизнеса, находящегося в группе низкой степени риска, будет значительно меньше (не более одного раза в течение пяти лет), что сэкономит время и ресурсы бизнеса, но при этом сделает систему контроля более эффективной. Кроме того, такая система позволяет анализировать и оценивать уровень риска каждого предпринимателя, в результате чего проверки становятся более адресными и эффективными”, — отметил в беседе с нами руководитель программы “Реформирование инвестиционной среды в Армении” Арсен Назарян.
С целью оценки рисков создается база данных, в которой все хозяйствующие субъекты подразделяются на группы в соответствии со степенью риска. Что касается сферы пищевой безопасности, то здесь оцениваются риски, связанные с производством и оборотом пищевых продуктов. Этим рискам дается количественная оценка. Сами же инспекционные проверки проводятся посредством вопросников, специально разработанных для различных отраслей. “Они представляют собой исчерпывающий перечень требований, на основании которых должны проводиться инспекции. К примеру, вопросники, предназначенные для проверки производителей молочных продуктов, содержат все те нормы, на которые необходимо обращать внимание для повышения уровня безопасности продукции, тогда как их игнорирование ведет к понижению уровня безопасности. Таким образом, вопросники, будучи полностью публичными документами, упрощают отношения между проверяющими инстанциями и хозяйствующими субъектами”, — уточнил наш собеседник.
На вопрос, какие конкретно инструменты используются при реализации системы оценки рисков, г-н Назарян пояснил, что в ходе реализации программы в течение 2012-2013гг. правительством Армении были утверждены две методологии в области пищевой безопасности. Первая предназначена для общей оценки рисков, а вторая — для импортируемых пищевых продуктов. Помимо этого уже утверждены 12 специальных вопросников. Все эти инструменты были разработаны Государственной службой по пищевой безопасности и Министерством экономики при поддержке IFC.
Для того, чтобы наглядно представить, как именно внедрение проверок на основе оценки рисков может улучшить условия ведения бизнеса для многих хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота пищевых продуктов, руководитель программы IFC привел несколько примеров подобных бизнесов. Эти категории бизнесов могут быть отнесены к группе низкой степени риска, по отношению к которым проверки будут проводиться не более одного раза в пять лет, при условии, что в прошлом не были зарегистрированы случаи пищевых отравлений или несоответствия требованиям законодательства.
“Речь, например, о субъектах, выручка от продаж которых за прошлый год не превысила 100 млн драмов, либо целевой рынок этих субъектов ограничивается общиной или областью или же в результате предыдущей проверки несоответствия требованиям, указанным в вопросниках, составили менее 10%, и они заняты в сфере производства филе, копченой рыбы, шоколада, пастеризованных соков, минеральной или питьевой воды, полуфабрикатов, меда, растительного масла, хлеба, свежих или сухофруктов, джемов, газированных или алкогольных напитков (пиво, вино) и т.д.”, — детально изложил суть дела г-н Назарян.
Однако, если деятельность хозяйствующего субъекта в какой-то мере связана с производством продуктов питания для хронических больных, младенцев, детей и т.п, то уровень риска хозсубъекта увеличивается на определенное количество единиц риска. Проще говоря, при оценке отраслевого риска учитывается тип экономической деятельности (производство, продажа, сфера обслуживания различных типов пищевых продуктов) хозяйствующих субъектов, а также их отношение к производству или обороту пищевых продуктов особого значения. Фактически, каждый новый индикатор добавляет субъекту единицы риска. То же самое относится и к критериям индивидуального риска, а именно, объему оборота хозсубъекта, целевому рынку, результатам заполненных вопросников во время предыдущих проверок, пищевым отравлениям (зарегистрированным), нарушениям, зарегистрированных надзором.
В рамках деятельности программы IFC “Реформирование инвестиционной среды в Армении”, помимо оказания содействия правительству в разработке законодательства, соответствующего международным критериям, были также разработаны и опубликованы практические руководства для хозяйствующих субъектов по улучшению пищевой безопасности и соответствия международным требованиям гигиены. Речь, в частности, идет о пособии по применению таких критериев, как GMP (надлежащая производственная практика) и GHP (практика надлежащей гигиены) для всех субъектов сферы производства и оборота пищевых продуктов. Кстати, для производителей сушеных фруктов и овощей было разработано более практическое пособие по применению вышеуказанных стандартов.
“Все эти материалы были предоставлены хозяйствующим субъектам, а также государственным учреждениям и общественным организациям соответствующих отраслей. Они также будут доступны на интернет-сайтах Государственной службы по пищевой безопасности, Министерства сельского хозяйства и Национального центра по развитию малого и среднего предпринимательства. Параллельно мы организовали курсы переподготовки по международным стандартам пищевой безопасности и их контролю для более чем ста бизнесменов и представителей государственных организаций, регулирующих данную сферу деятельности”, — резюмировал руководитель программы IFC “Реформирование инвестиционной среды в Армении”.