Вчера правительство РА на своем очередном заседании одобрило законодательную инициативу оппозиционных депутатов Национального Собрания РА Заруи Постанджян и Гранта Багратяна, представивших законопроект “О признании Республики Арцах”. Как отметил после заседания заместитель министра ИД РА Шаварш Кочарян, правительство РА принятие представленного законопроекта обуславливает результатами консультаций между Арменией и Арцахом, с учетом последующих развитий, в том числе и внешние факторы.
Проект закона вчера же был направлен в Национальное Собрание, где в ходе обсуждения на пленарном заседании с содокладом выступит замминистра ИД Шаварш Кочарян.
Законопроект состоит из двух статей: первая — Республика Армения признает Республику Арцах, и вторая — Данный закон вступает в силу на следующий день после его официальной публикации.
Понятно, что в этой связи аппарат президента Азербайджана и другие госструктуры подняли шумиху, в связи с чем пресс-секретарь Президента РА Владимир Акопян заявил следующее:
“Увы, в Азербайджане так долго жили при диктатуре, что уже в высших кругах власти забыли, что в других странах есть и люди, не сидящие в тюрьмах и при этом — представляете? — имеющие право выдвигать законодательные инициативы. А правительство — как ни странно — обязанo включать в повестки дня своих заседаний инициативы оппозиции и обсуждать их.
Сейчас в Армении следят за парадом бредовых заявлений различных высокопоставленных чиновников Азербайджана, которые, не только поражают, но могут и развеселить. Такое впечатление, что в Азербайджане исчезли даже книги по демократии, из которых можно узнать, что это такое”, — отметил пресс-секретарь президента.
“Пусть никто не сомневается, что в случае официального признания Нагорно-Карабахской Республики все узнают об этом первыми из уст Президента Республики Армения Сержа Саргсяна”, добавил он.
О признании Арменией Нагорно-Карабахской Республики в беседе с радиостанцией “Свобода” высказался и министр ИД Арцаха Карен Мирзоян.
“Я убежден, что в перспективе эта череда признаний продолжится. Международное признание Арцаха считаю очень важным и в том плане, что это может оказать благотворное влияние и на переговорный процесс. Это позволит обеспечить необратимость переговорного процесса, а противоборствующим сторонам сосредоточиться непосредственно на реальных вопросах — как обеспечить условия для мирного сосуществования для двух независимых государств, которые сформировались в этом регионе после развала Советского Союза”, — сказал он. На вопрос же, действительно есть надежда, что НКР признают также государства, являющиеся субъектами международного права, господин Мирзоян сказал следующее: “Я убежден, что рано или поздно этот момент настанет. Мы работаем в этом направлении, и чем более состоявшимся и развитым будет наше государство, тем ближе будем к этой цели”.
Коснулся вопроса и заместитель руководителя аппарата Президента НКР Давид Бабаян: “Мы сторонники признания независимости Нагорно-Карабахской Республики, работаем в этом направлении, но считаем, что не Республика Армения должна быть первым государством, признавшим Республику Арцах”.
P.S. 22 года назад, 5 мая 1994 года в столице Кыргызстана Бишкеке при посредничестве Российской Федерации был подписан документ о прекращении огня в карабахско-азербайджанском конфликте. Под этим известным соглашением наравне с Азербайджаном и Арменией, в качестве полноправной стороны, а также стороны-победительницы подписался и представитель Нагорно-Карабахской Республики.
На церемонии подписания от карабахской стороны присутствовала большая делегация, и происходящее внушало надежду, что в истории урегулирования Арцахской проблемы наступает решительный этап. Минувшие годы показали, однако, что мы имеем дело с государством, не уважающим ни собственную подпись, ни взятые на себя международные обязательства, пытающимся стереть из памяти собственного народа (и не только его), тот факт, что оно потерпело поражение на полях сражений, и что еще важнее — что Карабах, согласно подписанному документу, который никто не отменял, более того — Минская группа ОБСЕ в нескольких своих последних заявлениях подтвердила факт действительности и бессрочности документа, является полноправной стороной переговоров.