26-27 апреля по всей линии границы между Арцахом и Азербайджаном шли ожесточенные бои. Интенсивному артобстрелу с азербайджанской стороны подвергались как вся линия фронта, так и мирные поселения. Наиболее интенсивный артобстрел зарегистрирован на северо-восточном направлении линии соприкосновения. Обстрелу подверглись Мартакерт, Неркин Хоратап и другие мирные населенные пункты. Обстрелы велись с использованием минометов различного калибра, пушек 85, 100, 122 и 152 мм, ММ -21 (Град) и 3 зенитно-ракетного комплекса типа 9 м 33 м. Армия обороны Арцаха вынужденно прибегла к карательным мерам, причинив противнику большие потери живой силы и военной техники.
По сообщениям некоторых еще сопротивляющихся алиевскому цензурному диктату азербайджанских СМИ, “…пострадали город Тертер, села Гараагаджи, Гасангая, Газян, Гайнаг. Разрушено административное здание полиции Шуши… Вышли из строя линия электропередач Нафталан-Геранбой, подстанции в Исмаилбейли и Шихархе, линии электропередач в Тертере, газовые коммуникации в Газяне… Снаряды залетали на территорию сел Сахлабад, Сейдимли, Шихарх, Джамилли, Демирчилар”. Эти факты Баку позднее был вынужден признать с целью обратить внимание международного сообщества на “агрессию армян”. Однако умолчал при этом, что в этих населенных пунктах прямо между жилыми домами азербайджанские военные дислоцировали свои артиллерийские установки, откуда и стреляли по территории Арцаха.
Тактика, которой придерживается военно-политическое руководство Азербайджана после достижения 5 апреля между противоборствующими сторонами устной договоренности о прекращении огня, явно свидетельствует о том, что официальный Баку, с одной стороны, своими провокационными действиями преднамеренно обостряет ситуацию, а, с другой стороны — спешит представить развивающиеся на передовой события как последствия наступательных действий армянской стороны, заявило Министерство обороны Нагорно-Карабахской Республики. “Примечательно, что для претворения в жизнь этого стиля противник применяет самые подлые и чудовищные средства, имеющиеся у него в арсенале. Бесспорным доказательством сказанного является факт развертывания огневых опорных точек для азербайджанской артиллерии и бронетанковых сил в населенных пунктах, прилегающих к передовой линии, откуда противник, в основном в ночные часы, подвергает артиллерийскому и минометному обстрелу армянские позиции и мирные населенные пункты. Прячась за спинами мирных жителей и превращая этих граждан в живой щит, азербайджанское командование уже несколько дней подряд делает свое черное дело”, — отмечает МО НКР. Оборонное ведомство Арцаха советует Баку уважать достигнутую по их собственной просьбе между сторонами договоренность о прекращении огня, а также предупреждает — не превращать мирные населенные пункты в огневые опорные точки, делая их мишенями для поражения. “В противном случае всю ответственность за последствия понесет военно-политическое руководство Азербайджана”, — подчеркивается в заявлении.
Ложь официального Баку раскрывают также телефонные разговоры азербайджанцев. В размещенном в Youtube ролике радиоперехватов один азербайджанец, обрисовывая другому ситуацию, отмечает: “Армяне перешли в контрнаступление”. Из этих разговоров можно также предположить, что тщательно скрываемые официальным Баку потери живой силы исчиляются если не сотнями, то многими десятками убитых и раненых. Пораженный масштабами азербайджанец, потеряв бдительность, выдал по телефону шедевральную фразу: “Алиев сошел с ума!” И невдомек бедолаге, что своим откровением он перечеркнул итоги спешно проведенного после четырехдневной войны в Арцахе, которую в Баку представляли чуть ли не как победу Алиева в третьей мировой, и явно заказного соцопроса, согласно которому рейтинг Алиева в Азербайджане подпрыгнул аж до 97%.
Может создаться впечатление, что решивший после достигнутой 5 апреля в Москве договоренности “не стрелять” все же продолжить военные действия, Алиев пал жертвой лживых победных реляций собственной пропаганды, а также ряда западных и российских комментаторов, поторопившихся заявить, что в ходе четырехдневной войны Баку, якобы, удалось опровергнуть неприступность “линии Оганяна”, и породивших у него иллюзию чуть ли победного шествия по Арцаху. Однако не все так просто.
Алиев прекрасно понимает, что в первых числах апреля он провалил не просто блицкриг, а выданный ему дружно промолчавшим международным сообществом карт-бланш на этот блицкриг. Изменить статус-кво в вожделенных масштабах Алиеву не удалось. Но операция по торпедированию мирного процесса по карабахскому урегулированию прошла на ура. На все призывы представителей стран-сопредседателей МГ — России, США и Франции — вернуться за стол переговоров Алиев отвечает новыми боевыми действиями в Арцахе. А заявление Еревана о невозможности вести переговоры в условиях фактически ведущейся войны пытается представить как отказ Армении от продолжения переговоров. Более того, на фоне им же развязанной новой военной авантюры Алиев бежит спасать шкуру уже не в Москву, а тем паче не в Вашингтон или Париж, а демонстративно апеллирует к Генассамблее и Совету безопасности ООН, требуя “надавить на Армению”. Видимо, в мутных водах ООН, которая в условиях военной агрессии Азербайджана против Арцаха не просто провела в Баку форум так называемого Альянса цивилизаций, но и метала бисер перед фашиствующим сумасбродом, возводя его в ранг едва ли не идеала толерантности, Алиев надеется выловить ту рыбку, которую никак не может заполучить от сопредседателей. Т.е. Баку использует ситуацию также для развала так сказать посреднического статус-кво, то бишь не устраивающего его формата сопредседательства.
На момент написания материала международные посредники пока никак не реагировали на “мелкие шалости” Алиева. Как передает ТАСС со ссылкой на постоянного представителя России при ОБСЕ Александра Лукашевича, разговоры о подготовке встречи Азербайджана и Армении на высшем уровне не ведутся, возможны контакты по военной линии, сопредседатели были 20 апреля у действующего председателя, докладывали о ситуации, 6-9 апреля они были в регионе, ожидается, что они могут появиться с докладом о дальнейших действиях в Вене. Когда, неизвестно.
Подобное поведение посредников, кстати, — тоже своего рода карт-бланш Алиеву — мол, ты там побалуйся, а мы пока подумаем, что делать.
В Ереване считают, что “настала пора, чтобы мировое сообщество предприняло конкретные шаги с целью призвать Азербайджан к порядку и вернуть в конструктивное поле”. “Тогда возможно будет продолжить переговорный процесс по карабахскому урегулированию”, — заявил глава МИД РА Эдвард Налбандян, отвечая на вопросы депутатов, в частности, о перспективе заставить Баку прекратить обстрелы по всему периметру линии соприкосновения ВС Арцаха и Азербайджана и вернуться к переговорам. Глава внешнеполитического ведомства также отметил, что все встречи и обсуждения в последние дни связаны с тем, как устранить последствия, возникшие в результате развязанных Азербайджаном агрессивных широкомасштабных военных действий в зоне карабахского конфликта.
По словам министра, Баку также предпринимает тщетные попытки поставить под сомнение трехсторонние (Азербайджан-Арцах-Армения) соглашения о режиме прекращения огня. “Эти попытки были предприняты за кулисами дипломатии в Вене и Нью-Йорке, в результате чего странами-сопредседателями МГ ОБСЕ был дан соответствующий ответ. Ими было сказано то же, что и нами: “Трехсторонние бессрочные соглашения о режиме прекращения огня, подписанные в 1994 и 1995 годах, остаются в силе, и их положения должны соблюдаться без исключения”, — сказал Э.Налбандян.
С заявлением по этому поводу выступил МИД НКР, отметивший, что вслед за крупномасштабной агрессией 2-5 апреля с.г. против Арцаха власти Азербайджана продолжают прилагать усилия по окончательному срыву процесса мирного урегулирования конфликта и перевода его в военную плоскость. “Об этом свидетельствуют предпринятые в ООН и ОБСЕ попытки Азербайджана в одностороннем порядке денонсировать трехстороннее соглашение о прекращении огня от 12 мая 1994 года. При этом азербайджанская сторона прибегает к уже ставшей традиционной практике подлога и манипуляций, пытаясь возложить вину на армянские стороны и тем самым избежать ответственности за развязывание войны”, — говорится в заявлении.
В этой связи МИД НКР напоминает, что соглашение от 12 мая 1994 года, заключенное на бессрочной основе между НКР, Азербайджаном и Арменией, является единственным реальным достижением в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Благодаря именно этому соглашению была заложена основа для мирных переговоров и созданы условия для деятельности посредников по поиску справедливого и окончательного решения конфликта.
“Разделяя точку зрения сопредседателей Минской группы ОБСЕ о том, что данное соглашение, как и соглашение от февраля 1995 года, служит основой прекращения огня и его укрепления, полагаем крайне важным консолидацию позиции международного сообщества и государств-посредников для принятия действенных и неотложных мер по принуждению Азербайджана к соблюдению обязательств, взятых им в рамках указанных соглашений. МИД НКР решительно осуждает любые попытки азербайджанских властей пересмотреть данные соглашения, расценивая их как откровенное намерение Азербайджана развязать очередную войну, и настаивает на полном восстановлении режима прекращения огня, установленного в мае 1994 года”, — подчеркивается в заявлении.