Из заявлений сопредседателей Минской группы ОБСЕ по итогам “пожарного” визита в зону азербайджано-арцахского конфликта в связи с беспрецедентным обострением ситуации 2-5 апреля можно сделать следующие выводы.
— Посредники сейчас больше озабочены стабилизацией ситуации и возвращением “сторон”, читай — Баку, за стол переговоров во избежание нового возобновления военных действий. По словам сопредседателей, “стороны демонстрируют готовность сохранять перемирие, которое было достигнуто в Москве”. Непонятно, правда, как это можно соотнести с продолжающимися с азербайджанской стороны обстрелами территорий Арцаха и Армении. Еще труднее понять их высказывание о необходимости возвращения доверия между сторонами конфликта, особенно в ситуации, когда в Баку продолжается антиармянская истерия, вызывающая соответствующую реакцию в Степанакерте и Ереване, когда на возвращенных арцахской стороне телах погибших в апрельских боях армянских солдат явно присутствуют следы издевательств — то ли над еще живыми, то ли над уже погибшими, это сейчас выясняется.
— Сопредседатели продолжают придерживаться ранее озвученных ими принципов урегулирования — неиспользование силы или угрозы ее применения, право народов на самоопределение и территориальная целостность. Из основных шести элементов самыми главными они назвали два. “Это возвращение территорий и это решение статусных вопросов Карабаха. Повторю еще раз наоборот — решение статусных вопросов Карабаха и возвращение территорий. Эти два принципа надо рассматривать как единое целое, их нельзя ставить один перед другим”, — сказал российский сопредседатель Игорь Попов.
Иными словами, на столе переговоров все те же пресловутые Мадридские принципы, предполагающие серьезные территориальные уступки со стороны Арцаха, по сути, односторонние.
Миротворцы не могут гарантировать безопасность Арцаха
Из слов Попова о том, что никакого “документа Лаврова” по урегулированию не существует, можно заключить, что Россия не проталкивала т.н. Казанский документ. Хотя пресс-секретарь МИД РА Тигран Балаян, комментируя высказывания Лаврова в Баку о “лежащих на столе” договоренностях, сообщил журналистам: “На столе переговоров — Казанский документ, представленный сторонам в 2011 году. Азербайджан отказывается его принять, хоть он и был заранее согласован с Баку. Мы неоднократно заявляли об этом. Еще на встрече в Казани президент Азербайджана Ильхам Алиев представил 10 новых предложений и фактически провалил согласование принципов урегулирования”.
В принципе, Казанский документ повторяет Мадридские принципы. А в контексте апрельского обострения и активизации России в деле “тушения пожара” комментаторы заговорили о стремлении Москвы ввести в зону конфликта российских, а не международных миротворцев. Вспомнили, что в сентябре 2015г. неожиданно прибывшая в Азербайджан заместитель помощника главы Пентагона Эвелин Фаркас назвала спекуляциями разговоры о размещении российских миротворцев в зоне карабахского конфликта, отметив, что Россия является участницей прозрачного Минского процесса, в котором участвуют правительства Азербайджана и Армении, и, если в будущем такой план возникнет, он будет обсужден открыто с другими участниками Минской группы. Приблизительно тогда же глава исследовательского центра “Восток-Запад” Арастун Оруджлу в интервью Minval.az заметил: “…когда стало ясно, что план по освобождению части территорий в обмен на открытие воздушного коридора для России и расквартирование российских миротворцев в Карабахе не сработал, Баку сразу же отступил… Этому, в какой-то степени, способствовало заявление прибывшего недавно в Баку представителя Пентагона, о том, что миротворцы не могут быть введены Россией в одностороннем порядке, а разрешение карабахского конфликта находится в юрисдикции международного сообщества, и вопрос о миротворцах будет решаться как минимум при участии стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ”.
Постпред РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич поспешил заявить, что “решение о вводе миротворцев в Нагорный Карабах может состояться только после достижения политического урегулирования в регионе”, “каково оно будет, в каких форматах, это еще предстоит обсудить”, а “если дело дойдет до этого, это будет, конечно, исторический опыт самой ОБСЕ, которая никогда не проводила никаких миротворческих операций, хотя мандат на такого рода действия у нее есть в виде прошлых решений Высокого уровня”.
Не могу не отметить, что печальный для нас опыт присутствия советских войск в Арцахе в начальный период агрессии Азербайджана, а также сообщения мировых СМИ о действиях западных (международных) миротворцев в других “горячих” точках планеты, не внушают оптимизма по поводу возможного присутствия в Арцахе чьего бы то ни было воинского контигента вообще. Реальным гарантом безопасности Арцаха может быть лишь его армия, а также поддержка Армении и Диаспоры.
Арцах не приемлет территориальных уступок
Заявления сопредседателей свидетельствуют о том, что посредники хотят предать забвению этот эпизод азербайджано-арцахского конфликта (как и этнические чистки армян в Азербайджане в 1988-1990гг.) и продолжить переговоры в прежнем русле. Однако четырехдневная апрельская война со всей очевидностью показала, что ни о каких территориальных уступках Азербайджану не может и не должно идти речи. Перепевам на тему Мадридских, Казанских и иных принципов должен быть положен конец. Арцах заявляет об этом практически открытым текстом. “Эта четырехдневная война также показала, что возврата к прежнему статусу и прежним границам быть не может. …если они получат контроль над стратегическими территориями, то обязательно будут использовать это против нас, нападут, попытаются уничтожить нас, совершить геноцид”, — заявил Tert.am пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян.
Армянские эксперты неоднократно заявляли о недопустимости даже малейшего изменения сложившейся по итогам войны 1988-1994гг. линии соприкосновения ВС Арцаха и Азербайджана, ибо это приведет к нарушению военно-политического баланса со всеми вытекающими последствиями. Именно на это была нацелена агрессия Баку в первых числах апреля.
“Обе стороны 20 лет создавали инженерное оборудование своих позиций. Поэтому уход из этих позиций армянских войск приведет к тому, что Азербайджан сразу предпримет попытку вторжения на территорию НКР. Армянские войска не могут покинуть зону безопасности”, — отметил в интервью Rusarminfo военный эксперт, завотделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев. По его словам, в Баку ставилась задача установления контроля над одним или несколькими районами в зоне безопасности вокруг Нагорного Карабаха. Анализируя ход боев, он отметил, что географическая отдаленность Степанакерта от границ не так далека, поэтому гипотетически азербайджанская сторона может нанести удар по Степанакерту тяжелой ракетной системой залпового огня. “Совершенно понятно, что последствия этого будут серьезные. Думаю, что армянская сторона однозначно бы ликвидировала газопроводы и нефтепроводы Азербайджана. Здесь возникает вопрос — что делать дальше. С точки зрения военного — надо идти в наступление, есть некоторые участки фронта, где есть у армянской стороны лучшее местоположение, например, на высотах. Армянская сторона могла бы провести наступление, но здесь Россия сделала все, чтобы убедить армянскую армию и оборону Нагорного Карабаха отказаться от контрнаступления. То, что не было наступления с армянской стороны, т.е. пересечения азербайджанской границы, это результат усилий России”, — сказал эксперт.
В Степанакерте своего раздражения по этому поводу не скрыли. Царящие в Арцахе настроения выразил глава Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Паргев Мартиросян. Напомнив, что дважды в бытность президентом Азербайджана Гейдара Алиева Баку, терпя поражение в результате собственной же агрессии, бегал в Москву просить перемирия, он подчеркнул: “Сейчас они снова напали на Арцах. Захлебнулись. Их план захлебнулся. Мы уже должны были перейти в контрнаступление, они снова побежали за перемирием. Хватит нас обманывать. Мы больше не позволим себя обманывать, не позволим вероломно навязывать перемирие нашим сынам. После этого мы будем двигаться вперед, не слушая никого”.