С подписанием соглашения о создании Зоны свободной торговли с Ираном в ЕАЭС рассчитывают в течение ближайших 5-7 лет увеличить объемы товарооборота с нынешних 6 млрд до 20 млрд долларов в год.
Такой прогноз озвучил министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев в ходе пресс-конференции, прошедшей на днях в формате видеомоста Москва-Минск-Астана-Бишкек-Ереван.
«И это вполне реальные цифры», — заверил он, указав при этом на высокую вероятность подписания данного соглашения между сторонами уже в текущем году.
«Иран — это серьезный партнер и большая страна. Мы у Ирана, можно сказать, первые партнеры по свободной торговле. Это страна с достаточно высокими барьерами входа на рынок, но нам иранские партнеры дают беспрецедентные условия для входа на их рынок», — пояснил министр ЕЭК.
Благодаря временному соглашению, продолжил А.Слепнев объемы товарооборота с Ираном удалось увеличить в два раза. Следовательно, отметил он, в среднесрочной перспективе с подписанием нового соглашения темпы роста торговли между ЕАЭС и Ираном будут еще более стремительными.
Решение об образовании Зоны свободной торговли между государствами ЕАЭС и Исламской Республикой Иран было принято в начале декабря 2018 года, когда лидеры стран Союза подписали соответствующий документ. Спустя почти год после этого, в октябре 2019 года было достигнуто временное соглашение ЕАЭС с Ираном, ведущее, собственно, к образованию Зоны свободной торговли. Прибывший в то время в Армению для участия в саммите ЕАЭС президент Ирана Хасан Рухани связывал большие надежды с задействованием Зоны свободной торговли. В частности, по его словам, в течение нескольких дней планировалось приступить к реализации соглашения с ЕАЭС, в результате чего 502 статьи иранских товаров могли бы пользоваться особыми условиями.
Но говорить о полном формате Зоны свободной торговли ЕАЭС и Ирана на тот момент было очень рано, поскольку во временном соглашении охвачены были лишь те товарные группы, где у сторон есть существенные взаимные интересы и где не мешают санкции против Ирана. Фактически, это соглашение должно было позволить торгующим сторонам снизить или устранить экспортные тарифы в двусторонней торговле.
По итогам переговоров страны ЕАЭС снизили среднюю ставку пошлин для промышленных товаров с 6,9% до 2,7%, а Иран по той же группе товаров — с 17,7% до 13,2%. По сельскохозяйственным товарам страны ЕАЭС снизили среднюю ставку пошли с 9,4% до 4,4%, а Иран — с 23,4% до 12%. Общеизвестно, что главным лоббистом этого соглашения Тегерана со странами ЕАЭС была Армения, являющаяся единственной из стран объединения, которая имеет общую сухопутную границу с Ираном.
Однако у соглашения был конкретный срок действия – три года. Ожидалось, что за этот период времени предприниматели сумеют осмотреться, оценить результаты действия соглашения, после чего уже можно будет двигаться к полноценной ЗСТ.
После вступления в силу временного соглашения объемы торговли между странами ЕАЭС и Ирана начали резко расти. Так, если на момент подписания соглашения о свободной торговле объем взаимной торговли стран Союза и Ирана, согласно официальным источникам ЕАЭС, оценивался всего в 2,7 млрд долларов, то уже в 2021 году (сразу после пандемии) он вырос до 5,037 млрд долларов, при этом увеличившись на 73,5% по сравнению с 2020 годом. При этом экспорт вырос в 2,1 раза, импорт – на 28,8%.
Армения – это окно на международные рынки
На этом фоне тенденцию к росту проявляли и объемы товарооборота между непосредственно Арменией и Ираном. В конце февраля этого года замминистра экономики Нарек Терян в ходе обсуждения перспектив развития армяно-иранских торгово-экономических отношений в парламенте страны, сообщил, что товарооборот между Арменией и Ираном в 2022 году увеличился на 41% по сравнению с прошлым годом.
«Темпы роста экспорта из Армении превышают темпы роста импорта из Ирана. Так, в 2022 году экспорт из Армении вырос примерно на 70% по сравнению с предыдущим годом, а импорт — примерно на 36,9%», — представил ситуацию в цифрах Н.Терян, добавив, что основными товарами, экспортируемыми в Иран, являются электроэнергия, шоколад, железо и табак, а оттуда импортируются газ, нефтепродукты и битум.
Судя же по официальной статистике, в январе-октябре 2022 года объем товарооборота Армении и Ирана составил почти 565,5 млн долларов, увеличившись на 45,3% за аналогичный период годом ранее. При этом экспорт из Армении в ИРИ превысил 91,7 млн долларов (рост на 82,4%), а импорт — 474,3 млн долларов (рост на 39,1%).
На сегодня Армения и Иран работают над увеличением товарооборота и доведением его до рекордного показателя в 3 млрд долларов. По словам министра экономики Ваана Керобяна, Армения делает акцент на тех компонентах торговли, которые имеют потенциал. В частности, используя транспортные и коммуникационные связи Армении, иранские товары, после определенной переработки в нашей стране, направляются на рынки ЕАЭС и других стран. Дело в том, что армянский рынок достаточно маленький для Ирана. Поэтому обе стороны предпринимают шаги для совместной продажи товаров. Кроме того, Армения работает над тем, чтобы сделать доступными для армянских перевозчиков логистические пути, проходящие через Иран. Речь идет о перевозке товаров из Ирана через Каспийское море в страны ЕАЭС и Центральной Азии.
К слову, иранская сторона неоднократно заявляла, что Армения — это окно на международные рынки. Однако наращиванию объемов торговли препятствует банковская система, которая вынуждает бизнесменов искать альтернативные пути. Речь идет о банковско-финансовой сфере, в частности, о сложностях при проведении финансовых переводов иранскими бизнесменами. Поэтому необходим детальный анализ того, через какие системы и банки должны осуществляться денежные обороты.
Если же говорить о привлечении иранских инвесторов на армянский рынок, то одним из ключевых факторов можно считать местное экономическое законодательство, которое, по оценкам многих специалистов, является самым либеральным в регионе по сравнению как с Турцией, Азербайджаном и Ираном, так и с Грузией. Плюс к этому, Армения может стать связующим мостом для иностранных инвесторов не только по части ЕАЭС, но и Европы и США, поскольку у нас имеются льготные условия при экспорте армянской продукции на рынки этих стран. Поэтому создание предприятий, в том числе, и в свободной экономической зоне в Мегри, позволит производить в Армении товары, перерабатывать, упаковывать их здесь, обеспечив себе облегченный выход на рынки ЕЭАС, Европы и США под брендом «made in Armenia».