После длительного роста цен сельскохозяйственной продукции, причем, в масштабе Евразийского экономического союза, сейчас наметилась уже тенденция к их снижению. Судя по последним данным, опубликованным на днях Департаментом статистики Евразийской экономической комиссии, цены производителей сельхоз продукции по ЕАЭС в марте 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 3%, а в сравнении с декабрем 2022 года — на 0,1%.
Конкретно в Армении по сравнению с декабрем прошлого года отмечалось снижение цен производителей сельскохозяйственной продукции на 1,9%. Аналогичный показатель был зафиксирован также в Беларуси. Снижение цен наблюдалось и в Казахстане, а вот в Кыргызстане зафиксирован прирост цен на 6%. При этом в России цены остались на прежнем уровне.
На самом деле, интеграционные процессы открывают довольно широкие возможности для сельхозпроизводителей стран ЕАЭС, в том числе, для пищевых и перерабатывающих предприятий, что очень важно и в контексте обеспечения продовольственной безопасности. Большую поддержку странам евразийского региона оказывает развитие взаимной торговли продовольствием.
За последние 20 лет объем взаимных экспортных поставок товаров агропромышленного комплекса увеличился в 8,5 раза и достиг 15,4 млрд долларов в 2021 году, что составляет 33,6% регионального экспорта АПК. Развитие взаимной торговли со странами евразийского региона позволяет, во-первых, выстраивать партнерские отношения внутри Союза. Во-вторых, сосредотачивать усилия не на достижении продовольственной независимости, а на повышении экономической и физической доступности продовольствия. В том числе за счет расширения поставок из соседних стран.
Новый аналитический доклад Евразийского банка развития «Продовольственная безопасность и раскрытие агропромышленного потенциала Евразийского региона» на цифрах доказывает, что сельское хозяйство выступает ключевым элементом долгосрочной экономической специализации всего евразийского региона. Исследование охватывает пять стран ЕАЭС, плюс Таджикистан и Узбекистан. Так вот, проведенные расчеты демонстрируют, что регион не только гарантировал собственную продовольственную безопасность, но и к 2035 году будет способен полностью обеспечить продовольствием 600 млн человек, включая 240 млн человек собственного населения и дополнительно до 360 млн в третьих странах.
Экспорту сельхоз продукции прочат рост
В перспективе на фоне усиливающегося значения продовольствия в мире и в целом достаточного уровня продовольственной обеспеченности экспорт продовольственной продукции евразийского региона может повыситься почти в два раза — с 40 млрд долларов в 2021 году до 64-74 млрд долларов в 2035 году. Наиболее же перспективными экспортными направлениями для стран ЕАЭС, по прогнозам экспертов, могут стать рынки, являющиеся крупнейшими потребителями продовольствия с населением в общей сложности более 3 млрд человек. В первую очередь, это Китай, Индия, страны Африки и Ближнего Востока. Предполагается, что в среднесрочной перспективе на Китай будет приходиться 41% и 34% дополнительного мирового спроса на рыбу и мясо соответственно, а около 50% дополнительного мирового спроса на свежие молочные продукты ожидается со стороны Индии.
«Для реализации уникального в мировых масштабах потенциала евразийского региона необходимы форсированное развитие технологической базы агропромышленного комплекса, совершенствование систем агрологистики и хранения, поддержка крупных производителей, стимулирование кооперации мелких хозяйств, устранение барьеров и ограничений для взаимной торговли в ЕАЭС», — говорится в докладе ЕАБР.
Как отмечают аналитики, в глобальных масштабах ситуация с продовольственной безопасностью ухудшается. Человечество не справляется с целями ООН по ликвидации голода: 828 млн человек — количество голодающих и недоедающих в мире в 2022 году. Эксперты ЕАБР ожидают продолжительный период высоких цен на продовольствие в результате роста населения и увеличения потребления в быстроразвивающихся странах, а также под давлением неблагоприятных последствий климатических изменений, высоких цен на энергоносители и их производные (включая удобрения), дефицита квалифицированных трудовых ресурсов и новых сельскохозяйственных земель. На этом фоне сокращение доступности продуктов питания повышает ценность продовольственных ресурсов.
Наряду с этим, по оценкам специалистов, евразийский регион обладает уникальными возможностями по наращиванию производства и экспорта продовольствия как экстенсивным (расширение площади сельхозугодий), так и интенсивным (повышение урожайности) методами.
«Кроме того, в регионе уже сформирована экосистема производственных факторов и взаимосвязей. Регион находится в непосредственной близости от крупнейших перспективных рынков сбыта продовольствия с общим населением более 3 млрд человек», — перечисляют авторы доклада, поясняя, что уровень самообеспеченности в евразийском регионе по большинству продуктов уже сегодня превышает 80-95%.
Проблема обеспечения доступности продовольствия далека от решения
Это значит, что регион в целом обеспечивает свою продовольственную безопасность. Наибольший уровень самообеспеченности наблюдается по зерновым (132%) и масличным культурам (151%), наименьший — по фруктам (65%). Однако внутри региона сохраняются существенные различия между странами в отношении как производства, так и потребления продовольствия.
Если говорить цифрами, то в 2018 году доля домашних хозяйств с потребительскими расходами ниже стоимости продовольственной корзины, выстроенной по рациональным нормам, составляла 45-50% в России, 40-45% в Беларуси, 65-70% в Армении, 70-75% в Казахстане и Кыргызстане (при более низких национальных нормах рационального потребления в Армении и Кыргызстане).
«Это свидетельствует о низкой покупательной способности располагаемых доходов населения и недостаточной экономической доступности продуктов питания в требуемых объемах и ассортименте. Проблема обеспечения экономической доступности продовольствия для всех граждан далека от решения, рацион питания остается несбалансированным», — указывают эксперты ЕАБР.
По их мнению, для обеспечения продовольственной безопасности во всех странах региона необходимо ее расширенное понимание, основанное на беспрепятственном функционировании каналов экспорта и импорта.
«Согласно определению Продовольственной и сельскохозяйственной организации (FAO) ООН, продовольственная безопасность существует, когда все люди в любой момент времени имеют физический, социальный и экономический доступ к достаточно безопасному и питательному продовольствию, которое отвечает их рациону питания и предпочтениям в еде для активной и здоровой жизни. На сегодняшний день примерно 80% населения мира проживает в странах — нетто-импортерах продовольствия. Соответственно, для обеспечения продовольственной безопасности в отдельно взятой стране внутреннее производство всех видов продовольствия не обязательно», — отмечается в исследовании.
Сдерживающий фактор — транспортно-логистические ограничения
Дело в том, что в зависимости от климатических и прочих условий производство некоторых видов продовольствия в необходимых объемах может быть нерентабельным или невозможным. Напротив, эффективные механизмы внешней торговли позволяют как получать выручку за счет экспорта излишков продовольствия, имеющих наибольшую рентабельность, так и взамен импортировать недостающие объемы по ценам ниже, чем сложились бы в условиях собственного производства.
Сдерживающим фактором для реализации потенциала АПК региона, согласно проведенному анализу, выступают транспортно-логистические ограничения. Так, потери собственной сельскохозяйственной продукции из-за неразвитости систем логистики и хранения в странах евразийского региона достигают 40%. В результате около 70% продовольствия, которое может быть произведено на территории стран региона, завозится из третьих стран. «Для снятия таких ограничений требуется наличие связанной транспортной инфраструктуры в виде автомобильных и железных дорог, морских портов, пограничных переходов, оптово-распределительных центров, объектов агрологистики и др. В связи с этим повышается значимость комплексного развития единого Евразийского транспортного каркаса, который должен базироваться на современных цифровых технологиях. Решением станет создание Евразийской товаропроводящей сети, которая позволит увеличить точность планирования и сократить сроки доставки, обеспечить сохранность продукции, а также повысить эффективность платежных сервисов и оперативность заказа и возврата товара», — резюмируют авторы доклада.