Развязанная Азербайджаном в ночь на 2 апреля крупномасштабная военная агрессия против Арцаха вывела тему Нагорного Карабаха в ряд наиболее актуальных международных проблем. Такое было разве что в период войны 1988-1994гг. И это так же беспрецедентно, как и сама военная эскалация, какой не было после установления перемирия в мае 1994г. Правда, на этом фактор беспрецедентности исчерпывается.
Реакция международного сообщества на эту беспрецедентную азербайджанскую провокацию оказалась вполне предсказуемой. Точнее, предсказуемо безадресной. ОБСЕ, сопредседатели Минской группы ОБСЕ — Россия, США, Франция, ООН и другие международные структуры, а также отдельные государства в унисон призывали “стороны конфликта” прекратить стрельбу, проявлять сдержанность и вернуться в русло переговорного процесса. Паритет был сохранен, несмотря на то, что всем было ясно: автор эскалации – Азербайджан. У Вашингтона и Москвы достаточно технических средств для того, чтобы удостовериться в этом. А по фрейдовским оговоркам и противоречивым заявлениям представителей официального Баку определить сторону-агрессора и вовсе труда не стоит.
Из общего хора выделилась Республика Кипр. МИД Кипра осудил применение силы Азербайджаном и гибель людей в “Нагорном Карабахе/Арцахе” (!!! – Г.М.), особенно среди гражданского населения, и призвал Азербайджан уважать статус-кво. Отметив отсутствие альтернативы мирному урегулированию, МИД Кипра подчеркнул важную роль Минской группы ОБСЕ и ее сопредседателей по достижению этой цели. В то же время кипрский МИД настоятельно призвал Турцию воздержаться от любых действий и заявлений, способных еще больше дестабилизировать ситуацию.
Единственной международной структурой, указавшей на азербайджанскую агрессию, стала Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). «Все должно решаться путём переговоров. Действия азербайджанской стороны в данном случае ведут к обострению ситуации и конфликта», — заявил пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов. Видимо, возымели действие неоднократные замечания в адрес ОДКБ президента Армении Сержа Саргсяна на предмет того, что союзники по блоку, как правило, отмалчиваются в периоды эскалации Азербайджаном ситуации на границах не только с Арцахом, но и с Арменией. А может, в ОДКБ, осознав масштаб нынешней провокации Баку, поняли, что дело может обернуться не только региональной, но и глобальной войной.
Однако из союзнического ряда выпрыгнула Беларусь. Президент Лукашенко в первую очередь позвонил своему другу Алиеву, который проинформировал его об “армянской провокации”. По сообщениям бакинских СМИ, Лукашенко пообещал Алиеву военную помощь, выразив “свою глубокую обеспокоенность и стремление приложить все усилия для предотвращения дальнейших провокаций». Эти сообщения пресс-секретарь МИД Беларуси Дмитрий Мирончик назвал “абсолютными слухами, не имеющими под собой никаких оснований». Однако сделано это было после того, как посла Беларуси в Ереване вызвали в МИД Армении и выразили глубокое недоумение в связи с рядом положений, нашедших отражение в распространенном 2 апреля заявлении МИД Беларуси по ситуации в Карабахе. В заявлении, заметим, была выражено сугубо азербайджанская позиция — как страна-член Минской группы ОБСЕ Беларусь “выступает за мирное урегулирование конфликта на основе соблюдения и обеспечения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ государств, а также соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и решений ОБСЕ”. Послу Беларуси в Армении было сказано, что подобное заявление не соответствуют духу армяно-белорусских отношений и идет вразрез с обязательствами, взятыми сторонами в рамках ОДКБ и других многосторонних структур, наносит вред переговорному процессу, поощряя применение силы в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Оценивая занятую международным сообществом позицию, глава МИД НКР Карен Мирзоян выразил сожаление тем, что оно не проявляет должной настойчивости и использует очень мягкий дипломатический язык. “Для внешнего мира норма — не обижать все стороны конфликта и одинаково работать со всеми. Но руководством Азербайджана это воспринимается как карт-бланш на продолжение подобной политики”, — отметил он в интервью порталу meduza.io.