18 сентября в Шотландии прошел референдум о независимости. На момент подготовки статьи об исходе голосования можно было только предполагать. Однако независимо от его итогов сам факт проведения этого референдума может стать поворотным моментом в истории Европы. За действиями шотландцев пристально наблюдают жители Уэльса (Великобритания), Каталонии и Страны Басков (Испания), Фландрии (Бельгия), Южного Тироля и Корсики (Италия), Баварии (Германия), а также других регионов планеты. Референдум по вопросу о независимости Шотландии воодушевил и сторонников выхода Техаса из состава США. Надо ли объяснять, с каким вниманием отслеживают этот процесс в де-факто государствах на постсоветском пространстве — в Арцахе, Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии.
Соглашение о референдуме по вопросу независимости Шотландии было подписано британским премьером Дэвидом Кэмероном и первым министром Шотландии Алексом Сэлмондом в октябре 2012г. и очень воодушевило сторонников сецессии по всей Европе, отмечают эксперты. Уже в январе 2013г. парламент Каталонии принял Декларацию суверенитета и попытался провести в регионе аналогичный референдум. Но запланированное на ноябрь 2014г. голосование было признано Конституционным судом в Мадриде незаконным. В свое время “парад суверенитетов” в Восточной Европе вдохновил националистов Квебека провести в 1995г. повторный референдум о независимости от Канады, через четверть века после предыдущего. По его итогам с минимальным перевесом (50,6% голосов) победили противники сецессии.
Как отмечает эксперт Университета Эдинбурга Ева Хепберн, “шотландский референдум прямо повлияет на методы сепаратистов по всему миру”. Провозглашение Шотландией независимости заставит других региональных националистов усилить давление на правительство вплоть до полной сецессии. Но даже если шотландцы не поддержат стремление Эдинбурга, это все равно усилит позиции сторонников отделения во всех странах. Дело в том, что крупнейшие партии Британии пообещали расширить автономию Шотландии, если ее население выскажется за сохранение Соединенного Королевства. Для других национально-освободительных движений этот пример станет козырем в руках, с которым они потребуют от своих правительств дополнительных конституционных прав, считает Хепберн.
Однако дело не только в этом. Вне зависимости от результатов референдума Шотландия и Великобритания преподнесли миру отличный пример разрешения подобного рода споров.
В отличие от многих других регионов мира, Шотландия и очень нежелающая ее отделения Великобритания используют в этой борьбе существующие правовые механизмы и ведут цивилизованный диалог. Официальный Лондон выразил готовность уважать волю шотландцев и в случае соответствующего исхода голосования предоставить им независимость.
“Независимо от того, чем завершится референдум в Шотландии, Британия показывает очень хороший пример не только для Азербайджана, но и для многих других стран. На намерение Шотландии отделиться Британия не ответила войной и ракетными обстрелами, а пыталась уговорить, представить новые условия цивилизованного развода или, наоборот, убедить шотландцев, что в новом государстве у них будет больше шансов. В этом плане Великобритания, а в свое время и Канада, преподносят хороший пример остальным. Очевидно, что если на референдуме будет принято решение о независимости Шотландии, то я думаю, что реакция Британии будет сдержанной, что будет в международной политике хорошим примером цивилизованного развода государств”, — заметил в беседе с корреспондентом “РА” заместитель директора Института Кавказа Сергей Минасян.
Говоря о причинах наблюдающегося сегодня в мире “парада референдумов о независимости”, эксперт охарактеризовал его как “объективный процесс некоего этапа этнополитического развития т.н. “Большой Европы”, да и всего мира, если вспомнить о Судане и других регионах”.
“Самое главное, что дает проведение референдума в Шотландии процессу справедливого решения карабахской проблемы, уже налицо: такая авторитетная и влиятельная на международной арене страна, как Великобритания, уважает реализацию права наций на самоопределение в собственных границах. Примечательно, что в Великобритании подобное восприятие проблемы самоопределения Шотландии является результатом продолжающейся десятилетия эволюции. Десятилетиями официальный Лондон был крайне против данной идеи. Сегодня уже весь мир становится свидетелем разгрома установившихся стереотипов в одной из самых демократичных и в то же время консервативных стран. Лондон, в конце концов, пришел к тому, что нельзя запрещать Шотландии реализовать свое право на самоопределение”, — сказал Рanorama.am председатель постоянной комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Национального Собрания Армении Гагик Минасян.
Примечательным, по его словам является и условие реализации права на самоопределение. В частности, референдум проводится только в Шотландии, а не во всей Великобритании. Участники голосования должны проголосовать “за” или “против” независимости Шотландии, а не реализации права Шотландии на самоопределение в составе Великобритании. “Ясно, что в этом плане человечество движется по пути эволюции, в основе которого лежит неотъемлемость права на самоопределение и неизбежность его реализации. Это главное, что может дать данный референдум процессу справедливого урегулирования карабахского конфликта”, — отметил Г.Минасян.