Постоянная комиссия НС по государственно-правовым вопросам под председательством Ованеса Саакяна на минувшей неделе организовала с участием парламентских фракций обсуждение по проекту Избирательного кодекса РА.
Основной докладчик, министр-руководитель аппарата правительства РА Давид Арутюнян, подробно представив положения и нововведения проекта ИК, ответил на многочисленные вопросы депутатов, которые в основном касались публикации избирательных списков по завершении голосования, рейтинговых и повторных голосований, предвыборной агитации среди военнослужащих, ограничения числа представителей СМИ и наблюдателей на избирательных участках, формирования коалиции, целесообразности внедрения систем электронного голосования и др. Озвучена была необходимость организации в вопросе разработки ИК единого политического процесса.
Особо коснувшись публикации списков избирателей, принявших участие в голосовании, господин Арутюнян заявил следующее: “Они не должны быть опубликованы, но и не должны быть абсолютно секретными. Эти списки должны быть доступны всем заинтересованным — доверенным лицам, наблюдателям. Надо предложить механизм, по которому доверенным лицам, наблюдателям будет позволено ознакомиться с ними. Мы предлагаем дать им по 2 часа времени, чтобы они могли сделать свои пометки”. При этом пояснив, что возможность сделать выписку из подписанных списков избирателей имеет лишь одну цель — иметь основания для обращения в суд, т.е., стороны смогут ознакомиться со списками без предъявления требования о пересчете голосов.
По его словам, срок до 2 часов, указанный в проекте Избирательного кодекса, является условным. “Мы можем обсудить и решить, сколько времени в разумных пределах можно будет отвести под это дело”, — сказал Давид Арутюнян.
Установку видеокамер на избирательных участках он считает неэффективной мерой. “Этот вариант мы обсуждали и раньше — при принятии прежнего Избирательного кодекса, и тогда мы поняли, что это будет неэффективной мерой, именно поэтому мы разрешили любому наблюдателю или доверенному лицу снимать все то, что он посчитает достойным внимания, — заявил министр-руководитель аппарата правительства. — Представьте, как на участке кто-то из избирателей встанет перед камерой и задержится там на некоторое время, это сразу вызовет определенные подозрения. Поэтому мы говорим — мы разрешили любому наблюдателю или доверенному лицу снимать все то, что он посчитает достойным внимания”.
Как явствует из уже состоявшихся обсуждений и публикаций прессы, оппонентов проекта нового варианта ИК больше всего беспокоит гласность списков участников голосований. Этого вопроса на днях коснулся также лидер фракции РПА Ваграм Багдасарян: “Публикация списков означает принуждение людей, особенно государственных чиновников, участвовать в голосовании, в противном случае может измениться отношение руководства. Но ведь это является одной из форм свободного волеизъявления человека. Иначе говоря, человек не желает участвовать в голосовании, и это должно оставаться в тайне… Этим требованием оппозиция преследует цель спровоцировать в обществе недовольство итогами голосования”.
Спекуляция же на этом вопросе оппозицией, по его мнению, преследует особую цель. “Повторюсь, это требование — всего лишь повод. Если мы говорим, какие предлагаем механизмы, то какие же проблемы? По этому вопросу имеется также постановление Конституционного суда от 2014 года, однозначно гласящее о недопустимости публикации списков. И знаете, почему сейчас требуют их опубликовать? Они надеются, что мы можем согласиться, а после выборов заявят, что властями совершен антиконституционный шаг”, — сказал господин Багдасарян, добавив, что они готовы к обсуждениям в любых форматах.
Он также отметил, что некоторые из предложений оппозиции вполне приемлемы: к примеру, обеспечение видеосъемки на избирательных участках. Однако для реализации этого необходимо найти разумный формат, дабы впоследствии не возникало проблем. “К примеру, на одном из участков может произойти сбой техники, и оппозиция заявит, что это происки властей. Мы должны также серьезно обсудить вопрос ограничения числа наблюдателей и журналистов на избирательных участках, вопрос национальных меньшинств — как они должны участвовать в выборах”, — сказал в беседе с журналистами лидер фракции РПА.
“В проекте Избирательного кодекса под названием Пропорциональной избирательной системы мы в действительности имеем дело с иной разновидностью мажоритарной избирательной системы”, — заявил экс-депутат НС, директор Армянского института по международным вопросам и безопасности Степан Сафарян, имея в виду зафиксированное в проекте ИК положение, согласно которому на участках будут проводиться рейтинговые голосования.
Коснувшись требования оппозиции относительно “очерниливания” пальцев участников голосования, он сказал: “Возможно, это не самое лучшее решение, но оно доказало свою состоятельность в плане предотвращения фальсификаций”.
В контексте обсуждения проекта нового ИК много дискутируется ограничение численности присутствующих на избирательных участках наблюдателей и представителей СМИ. Депутат от фракции РПА Ширак Торосян в беседе с журналистами не исключил, что это положение вовсе будет изъято. С другой стороны, не будь ограничения, можно представить, что будет твориться на избирательных участках, если все желающие СМИ и общественные организации получат аккредитацию для наблюдения за ходом голосования.
Пока что обсуждается также вопрос электронной регистрации избирателей, что в значительной мере облегчит процесс.
Вчера в НС вновь состоялось подобное обсуждение, в котором на этот раз участвовали не только представленные в парламенте политические силы, но и представители общественных организаций, внепарламентских политических сил, отдельные граждане. Основные положения документа вновь представил министр-руководитель аппарата правительства Давид Арутюнян, отметивший, что работа в процессе и окончательных решений пока нет.
“За законодательную инициативу ответственно правительство, и было бы хорошо, чтобы проект ИК был принят с широким консенсусом”, — отметил он.
Участники обсуждения озвучили множество вопросов: относительно весьма распространенных в Армении избирательных взяток, возможностей малочисленных партий, электронного программного обеспечения выборов, вероятности удаления с избирательных участков доверенных лиц и другие. Следует отметить, что большинство вопросов — следствие того, что люди просто не поняли суть положений проекта нового ИК, на обсуждение которого явились. Прозвучали также многочисленные выступления, в которых были высказаны всевозможные предложения как реалистичные, так и из области фантастики.
Отвечая на вопрос одного из участников обсуждений, какие суммы придется затратить при переходе к новой избирательной системе, господин Арутюнян представил их достаточно приблизительными цифрами, по собственному его признанию, грубыми прикидками. 7-8 млн долларов — в случае, если населению бесплатно будут выданы карты идентичности (дабы население голосовало по единому документу, удостоверяющему личность), электронная система регистрации избирателей обойдется в 2-2,5 млн долларов, на приобретение мониторов потребуется 0,5 млн долларов, и еще примерно 8 млн долларов в случае перехода на электронную систему голосования. Понятно, что для решения этих вопросов Армении придется прибегнуть к привлечению донорских организаций.