Армения лидирует среди стран СНГ по показателям сферы родовспоможения.В период 2007-2015гг. в Армении была реализована Национальная программа репродуктивного здоровья населения, а на сегодня уже разработан новый проект с охватом 2016-2021 годов. Каких результатов удалось достичь за прошедшие восемь лет, в частности, в отечественной сфере родовспоможения, и что предполагается осуществить в рамках предстоящей программы, мы попытались узнать в беседе с директором Института перинатологии, акушерства и гинекологии РА, членом-корресондентом НАН РА, академиком Размиком Абрамяном.
— Должен сказать, что сфера родовспоможения находится в центре ежедневного внимания нашего правительства, в частности, Министерства здравоохранения. С учетом ее приоритетности, в рамках первой Национальной программы репродуктивного здоровья была утверждена также и стратегия реформирования сферы родовспоможения с конкретно поставленными целями, которых предстояло достичь к 2016 году.
Если говорить о достигнутых результатах, то за прошедшие годы медучреждения практически во всех областных центрах были отремонтированы и оснащены новейшим оборудованием от европейских производителей. К примеру, совсем недавно был открыт Региональный медцентр Мегри, где созданы возможности обслуживания пациентов в современных условиях. Это еще раз доказывает тот факт, что сфера здравоохранения, в том числе родовспоможения, находятся в зоне пристального внимания нашего государства. Подобный подход привел к тому, что на сегодня у нас достигнуты довольно хорошие показатели, характеризующие развитие сферы родовспоможения. Одним из самых главных показателей является уровень материнской смертности, который, если сравнить с концом 90-х и началом 2000-х годов, сократился в Армении практически в два раза. В то время фиксировалось 15 и более материнских смертей в годовом разрезе, а уже в 2014 году этот показатель составил шесть, а в прошлом году — пять. Причем из них только один случай был обусловлен непосредственно акушерскими причинами, а остальные имели экстрагенитальные патологии, то есть смерть наступила в результате существовавшей прежде болезни или недуга, развившегося в период беременности, вне связи с непосредственной акушерской причиной, но отягощенной физиологическим воздействием беременности.
В сравнении со странами СНГ, Армения по уровню материнской смертности находится сейчас практически на самых лучших позициях. И в этом также заслуга наших акушеров-гинекологов, работающих, без преувеличения, с полной отдачей. Потому что, когда мы сравниваем объемы госфинансирования сферы, то они гораздо ниже тех сумм, которые выделяются в остальных странах. Но даже в этих условиях по достигнутым показателям в сфере родовспоможения наша страна находится на передовых позициях.
Еще одним важным показателем сферы является уровень детской смертности, особенно перинатальной. Речь идет о периоде, начиная с 22 недель беременности до родов, плюс послеродовой период до 168 часов, то есть первые семь дней жизни малыша. Так вот, в этом направлении также достигнут серьезный прогресс, поскольку показатель детской смертности значительно снизился.
Ведь сегодня у нас есть возможность сохранить даже 500-граммовых младенцев, конечно, не всех, но раньше вообще этой возможности не было. Даже сейчас, когда мы с вами проводим это интервью, в нашем Институте находятся примерно 10 малышей, родившихся с весом 600-700 граммов, и это при том, что плод считается зрелым, если его вес достигает 2,5 кг и больше.
— Размик Ашотович, как известно, в Армении достаточно актуальный характер имеет проблема бесплодия, в связи с чем этому вопросу было уделено важное значение в Национальной программе репродуктивного здоровья. Что было сделано за эти годы, и удалось ли улучшить ситуацию в этом направлении?
— Само понятие “бесплодие” разделятся на первичное и вторичное. Неспособность пары достигнуть беременности в течение года совместной жизни без контрацепции считается первичным бесплодием. В начале 2000-х годов бесплодием в Армении страдало порядка 32% населения репродуктивного возраста, из которых на долю первичного бесплодия приходилось 4%. Однако случаев вторичного бесплодия, когда в семье уже имеется один-два ребенка, или первая беременность была искусственно прервана, было гораздо больше — порядка 28%. На сегодня же показатель бесплодия в целом снизился до 14,9%, то есть практически вдвое.
Основной причиной этого стало внедрение современных диагностических и лечебных методов, а также применение экстракорпорального оплодотворения и метода искусственной инсеминации.
Это было важным шагом для нашей страны, с учетом того, что внедрение и применение передовых и наиболее эффективных способов лечения бесплодия является дорогостоящим удовольствием. Ведь многие бездетные семьи из числа социально необеспеченных, ввиду отсутствия у них финансовых возможностей, ранее не могли позволить себе воспользоваться этим методами. Однако благодаря возглавляемому первой леди Армении Ритой Саргсян благотворительному фонду “Арагил”, который оказывает содействие именно таким семьям, на свет появилось примерно 150-170 малышей за счет использования методов искусственной инсеминации и экстракорпорального оплодотворения.
Деятельность этого фонда сыграла, конечно же, колоссальную роль, осуществляя финансирование столь дорогостоящих методов оплодотворения. Но дело в том, что предварительно семейным парам необходимо провести соответствующее обследование, которое также стоит немалых денег. Учитывая важность вопроса, Минздрав предпринял шаги, в результаты которых обследование социально необеспеченных семей проводится в рамках госзаказа.
— Насколько мне известно, подобное госсодействие применяется исключительно для семей, проживающих в приграничных районах страны.
— С учетом ограниченности бюджетных средств подобный подход, действительно, применялся для приграничных районов. Однако мы сейчас выступили с инициативой о включении всех безоговорочно семей, которым необходимо провести искусственное оплодотворение, в список лиц, подпадающих под госзаказ при прохождении предварительного медобследования.
Наша цель заключается в том, чтобы лечение конкретной бесплодной пары, начиная от обследования и заканчивая применением методов искусственного оплодотворения, проводилось за счет средств государства. Этот вопрос, кстати, уже включен в новую стратегию, рассчитанную на 2016-2021 годы, которая до конца мая будет представлена на обсуждение правительства.
Естественно, речь здесь идет о серьезном финансировании со стороны государства, поэтому пока не известно, осилит ли бюджет такие суммы. Но, отмечу, что все эти предложения предварительно обсуждались в правительстве на уровне премьер-министра страны и были одобрены им. Это значит, что важность и необходимость этих шагов воспринимается на должном уровне, о чем свидетельствует также и тот факт, что в начале этого года правительством было принято решение о выделении 45-46 млн драмов для оказания госсодействия семьям приграничных районов, которые по тем или иным причинам не были охвачены фондом “Арагил”.
На самом деле, в мире не так уж много стран, где родовспоможение — от стадии контроля над протеканием беременности до родов (как с помощью кесарева сечения, так и естественным путем) и послеродовым уходом — осуществляется в рамках государственного содействия. Наряду с этим, имеющаяся на сегодня возможность бесплатного обследования женщин в поликлиниках играет существенную роль в уменьшении уровня вторичного бесплодия. Ведь периодическое обращение в женскую консультацию способно выявить у них воспалительные процессы, а также разные болезни, передающиеся половым путем, обеспечивая тем самым своевременное их лечение.
— Скажите, а понятие “бесплатные роды” в реалиях действует? Мой вопрос связан с тем, что иногда от рожениц поступают сигналы о том, что в больницах, тем не менее, от них или родственников требуют деньги.
— Я не могу отрицать единичные случаи, но они, скорее, носят исключительный характер. В целом же во всех медучреждениях родовспоможение проводится только в рамках госзаказа. Возможно, кто-то из медперсонала может позволить себе разговоры о деньгах, однако, уверяю вас, что это исключительные случаи, потому что ни один врач не позволит себе требовать от роженицы или ее родственников деньги за роды, операцию или послеродовый уход. Сфера родовспоможения находится сегодня, как и все последние годы, под жестким контролем Минздрава и лично главы этого ведомства.
— Размик Ашотович, мы поговорили о достижениях сферы, об оказываемом со стороны государства содействии, а какие существуют проблемы на сегодня?
— Как я уже сказал, мы добились того, что по показателям уровня материнской и детской смертности наша страна находится сегодня на лучших позициях среди стран СНГ. Однако пока что эти показатели недостаточно низкие, и в этом направлении многое еще предстоит сделать. В связи с этим в первых числах марта этого года были проведены слушания в Комиссии по вопросам здравоохранения материнства и детства НС РА, которые как раз и касались существующих в сфере родовспоможения проблем. В частности, речь шла о финансировании сферы, поскольку зачастую именно недостаточные объемы финансирования приводят к тому, что многие проблемы остаются нерешенными. Понятно, что, если выделяемые государством средства будут увеличены, то и наши показатели будут гораздо лучше.