Долгое время в политических кругах Армении муссировались слухи, что экс-министр иностранных дел Вардан Осканян создает свою партию. Сам господин Осканян на многочисленные вопросы журналистов отвечал неопределенно — не говорил ни “да”, ни “нет” до последнего сохраняя интригу. И вот за год до парламентских выборов официально заявлено: да, партии Осканяна быть.
Оставим в стороне то обстоятельство, что любая новая партия или политический блок в Армении создается исключительно с прицелом на депутатский мандат и комфортное расположение партийной элиты поближе к рычагам власти. Констатируем, что никакая партия не в состоянии осуществить в стране резкие экономические реформы, снизить тарифы на электроэнергию и газ, на чем ныне зафиксированы отечественная пресса вкупе с оппозиционными деятелями, вывести Армению из турко-азербайджанской блокады и т. д. Будь все это возможно, правящая партия давно бы сделала и не стала мишенью критики. Тому есть множество объективных и субъективных причин, прекрасно известных оппозиции. Так что ни одна новая партия не способна радикально изменить экономическую ситуацию — во всяком случае, в ближайшей перспективе. И создаваемую Осканяном партию смело можно отнести к таковым.
Лично я с большим уважением отношусь к господину Осканяну, как экс-министру: в общении с журналистами он, в отличие от многих наших чиновников, зарекомендовал себя как интеллигентного человека. Но, как политический деятель, депутат, пришедший в парламент в составе искусственно созданной партии “Процветающая Армения” — никак не блеснул, мягко говоря, на законотворческом поприще, для чего, собственно, электорат и отдавал за эту партию свои голоса. Весьма возможно, способствовал тому процесс развала партии, начавшийся спустя два года после выборов, и господин Осканян, долгие годы проработавший в МИД, причем 10 лет в статусе главы ведомства, оказался в чуждой для себя среде.
Создавая ныне свою партию, он, фактически, способствует новому витку развала второй по численности парламентской силы — ППА: в прессе и политических кругах указываются конкретные имена людей, которые из состава ППА перекочуют в создаваемую господином Осканяном новую политическую силу.
“Не стану называть имена — будут и депутаты, и недепутаты, будет молодежь. И, конечно, будем участвовать в парламентских выборах 2017 года, которые станут поворотным моментом в развитии нашей страны”, — заявил экс-глава МИД в беседе с журналистами.
Конечно, самым интригующим в намерении господина Осканяна создать свою партию остается вопрос, не делается ли это с прицелом на возвращение в активную политическую деятельность второго президента РА Роберта Кочаряна.
“Создаваемая мною партия не имеет абсолютно никакой связи с возвращением Роберта Кочаряна. Кочарян не имеет отношения, но я не поставлю себя в такое положение, чтобы постоянно дифференцировать себя от экс-главы государства”, — заявил в этой связи господин Осканян.
В беседе с журналистами господин Осканян коснулся также зафиксированных в период правления второго Президента социально-экономических успехов. “Питая глубокое уважение и ко второму Президенту страны, и к экс-министру ИД, должен заметить, что ни Р.Кочарян, ни В.Осканян единолично не проводили эту политику. Если память не изменяет господину Осканяну, он должен бы помнить, что с 1999 года РПА также несла ответственность за политические процессы, и в период пребывания господина Кочаряна на посту главы государства правительство возглавлял блаженной памяти Андраник Маргарян, являвшийся председателем Республиканской партии Армении”, — заметил в свою очередь по поводу заявления В.Осканяна вице-спикер НС Эдуард Шармазанов.
Можно утверждать, что господин Осканян, еще не огласивший название формируемой им партии, уже оказался в эпицентре политических дебатов. И в том, что они продолжатся, сомневаться не приходится, особенно с Республиканской партией.
Что касается названия партии, то как гражданин Республики Армения и избиратель, обращаюсь с просьбой к господину Осканяну: пожалуйста, не используйте слова “Айастан”, “Еркир”. У нас уже имелись “Оринац еркир”, “Баргавач Айастан”, которые не послужили поставленной цели, только-только родились “Айкакан верацнунд” и “Лусавор Айастан”, которые, увы, вне всякого сомнения также дискредитируют свои высокопарные названия. В целом же можно поздравить “Армянское возрождение” (“Айкакан верацнунд”) Артура Багдасаряна, поскольку детище господина Осканяна станет серьезным конкурентом в плане получения голосов протестного электората.
И еще. В определенных политических кругах бытует мнение, что создаваемая новая партия — западный проект. Конечно, его нельзя расценивать как истину в конечной инстанции, просто люди не верят, что собственные финансовые средства можно использовать на содержание партии. Ведь они, эти самые финансы, необходимы. Откуда они взялись у господина Осканяна — наверное, он сам объяснит в свое время.