13 марта в Турции произошел второй масштабный теракт за последний месяц. Мощный взрыв прогремел в центре Анкары, рядом с главной городской площадью Кызылай и парком Гювен, где находятся правительственные здания и посольства многих стран и где обычно бывает многолюдно. Погибло по меньшей мере 37 человек. Армянская сторона осуждает гибель людей во время взрыва в Анкаре, написал на своей странице в Twitter пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян: “Мы осуждаем гибель людей в результате взрыва в Анкаре. Выражаем соболезнования семьям погибших”.
В организации теракта власти Турции обвинили Рабочую партию Курдистана (РПК). Основания для этого заключались не только в личностях смертников — мужчины и женщины, обвиняемых в совершении теракта и в связях с РПК, но и в том, что сам теракт мог быть ответом борющейся за автономию в Турции РПК на жестокие спецоперации, которые проводят турецкие правоохранители в курдонаселенных регионах на юго-востоке страны. По сообщениям СМИ со ссылкой на неофициальные источники, жертвами спецопераций стали многие сотни курдов, в т.ч. мирные граждане, женщины и дети. Теракт мог быть ответом курдов на прозвучавшее 11 марта заявление министра внутренних дел Турции Эфкана Ала о скором начале “новой антитеррористической операции” против членов РПК еще в трех районах на юго-востоке.
Можно было ожидать ответных шагов турецких властей именно в курдонаселенных районах страны. Однако всего через несколько часов после теракта и последовавшего заявления президента ТР Реджепа Эрдогана о намерении ужесточить борьбу с терроризмом турецкие ВВС предприняли массированную бомбардировку “позиций РПК”… в Ираке, в приграничных курдонаселенных районах Кандиль и Гара на севере страны.
Примечательно, что РПК среди иракских курдов не является доминирующей политической силой, и в результате турецких бомбардировок, которые, как отмечает gazeta.ru, продолжаются уже почти 10 лет, гибнут мирные жители. В 2015г. глава Иракского Курдистана Масуд Барзани обвинил Анкару в “мученической” гибели жителей одной из курдских деревень.
“Секрет” этих шагов официальной Анкары в том, что Иракский Курдистан уже обрел достаточнкую степень самостоятельности, а иракские курды активно борются с террористами т.н. “Исламского государства” (ИГ). И это совершенно не устраивает Эрдогана, ведущего чуть ли не семейный бизнес с ИГ. В конце 2015г. Турция вопреки протестам Багдада отправила на север Ирака группу своих военных, якобы, для подготовки курдского ополчения пешмерга, ведущего борьбу против ИГ. На деле шаги Анкары направлены на то, чтобы расшатать позиции курдов на севере Ирака. И теракт в Анкаре стал поводом для очередного удара по иракским курдам.
Так же, как после теракта в Анкаре 17 февраля неподалеку от зданий парламента, Генштаба и общежития для военных, в котором погибло 29 человек, Эрдоган, взвалив вину на, якобы, связанных с РПК сирийских курдов, заявил о праве Турции на проведение трансграничной операции на севере Сирии. В обоих случаях цель — не допустить создания курдского государственного образования у границ Турции.
Примечательно, что нынешний теракт произошел на фоне участившихся разговоров о федерализации Сирии. Даже Россия, последовательно выступающая за сохранение территориально целостной Сирии, устами главы МИД Сергея Лаврова зявила о возможности подобного сценария в случае, “если за это выскажутся жители страны”. Более того, теракт произошел в тот день, когда в Женеве стартовал очередной раунд Венского процесса по сирийскому урегулированию. Турция в категоричной форме требует от США и России не допускать участия в переговорах сирийских курдов.
Этому особенно резко противится Россия. “Если курдов выбросить из переговоров о будущем Сирии, то как можно рассчитывать, что они захотят оставаться в составе этого государства? Они тогда просто махнут рукой на международное сообщество и на все эти схемы”, — заявил Сергей Лавров телеканалу РЕН ТВ. Однако Анкара вновь выдвигает тезис о формировании на приграничной с Турцией территории Сирии т.н. зоны безопасности, где она, якобы, планирует разместить сирийских беженцев, а на деле — создать благоприятные условия для содержания там под ширмой беженцев боевиков ИГ и других террористических группировок. По данным МИД РФ, Турция уже переходит от слов к делу. Стоит ли объяснять, что нынешний теракт в Анкаре позволит турецким властям подводить новые аргументы под свои планы и действия в отношении Сирии.
В этом контексте теракты в Турции происходят, как это кощунственно ни звучит, на удивление “вовремя”, в нужное турецким властям время.
И еще одно любопытнейшее обстоятельство. Уже второй раз теракты в Турции не позволяют Эрдогану совершить столь вожделенную поездку в Баку. Заседание т.н. Совета стратегического сотрудничества высшего уровня Турция-Азербайджан было отложено после февральского теракта в Анкаре. На сей раз, несмотря на решение Эрдогана поехать-таки в Баку, Ильхам Алиев убедил его оставаться в Турции и решил сам посетить Анкару. Что ж, пособникам террористов есть что обсудить. Нужно координировать усилия в постоянно изменяющейся обстановке. А она меняется не по дням, а по часам. Вечером 14 марта стало известно о решении президента РФ начать вывод российских войск из Сирии. По словам Владимира Путина, задачи, поставленные перед Минобороны, “в целом выполнены” — созданы условия для начала мирного процесса, при участии российских военных сирийским войскам и патриотическим силам Сирии удалось кардинальным образом переломить ситуацию в борьбе с международным терроризмом и овладеть инициативой практически на всех направлениях. Глава РФ надеется, что решение о выводе войск “значительным образом поднимет доверие всех участников процесса”.
Как это отразится на переговорном процессе, сказать пока сложно. Но еще сложнее придется Башару Асаду и сирийским правительственным войскам, ибо надежды на прекращение деятельности ИГ в Сирии практически нет, как, впрочем, и на изменение политики Турции на этом направлении. Трудно представить, что Анкара прекратит обстрел кудских позиций и переброску оружия своим друзьям-террористам.
Не отстает от брата-Эрдогана и Ильхам Алиев, свидетельствует опубликованная порталом russia-armenia.info статья военного эксперта Ивана Крылова под говорящим названием “Баку перепродает российское вооружение боевикам ИГИЛ”. Автор, в частности, осветил покрытый завесой тумана аспект недавнего “неожиданного визита в Баку” вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина вместе с представителями руководства спецэкспортера российских вооружений “Рособоронэкспорта” и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. В скупых комментариях о причинах этого визита в прессе говорилось о стремлении Москвы прояснить ситуацию с платежеспособностью Баку за заказанное вооружение на сумму $4 млрд. По мнению же Крылова, одной из основных, но не афишируемых тем переговоров в Баку, “возможно, стала недопустимость попадания российского вооружения в руки ИГИЛ”.
“Схема проста: сначала это оружие покупают в Турции, а потом через Турцию оно попадает в руки террористов. Разумеется, в официальных сообщениях для прессы об итогах переговоров Рогозина в Баку вопрос о попадании российского вооружения через Баку в руки террористов не был затронут. Закупая российское оружие, азербайджанские власти не скрывают, что оно предназначено для войны с Арменией и Карабахом. Однако то, что часть этого оружия попадает к террористам, Баку замалчивает. К тому же закупаемые Азербайджаном некоторые системы оружия, к примеру, реактивные системы залпового огня “Смерч”, используются против мирных населенных пунктов”, — отмечает автор.
Отмечается, что сегодня порядка полутора тысяч граждан Азербайджана воюют в рядах вооруженных отрядов ИГ против сирийских правительственных войск. Не исключено, что это оружие могло попасть в руки террористов через них. “Азербайджану сейчас уделяется особое внимание со стороны Исламского государства. На фоне уличения Анкары в связях с этой террористической организацией, Баку все еще остается в тени. Между тем кадровые перестановки в системе национальной безопасности Баку также были связаны с поставками оружия членам банды ИГИЛ. Стоит заметить, что доход ИГИЛ в день составляет до 3 миллионов долларов. А власти Баку любят деньги…”, — говорится в статье.
Автор напоминает, что Баку решил закупить широкий спектр вооружений: зенитно-ракетные комплексы (С-300ПМУ-2, “Тор-2МЭ”), самоходные артиллерийские установки (“Мста-С”), тяжелые огнеметные системы (“ТОС-1А”), реактивные системы залпового огня (“Смерч”), танки (Т-90С), бронемашины и около ста боевых и транспортных вертолетов и т.д. Но сколько вооружения Азербайджан перепродал ИГ, не сообщается, пишет Крылов, призывая Москву осторожнее подходить к военно-техническому сотрудничеству с Азербайджаном. По его словам, власти Баку не контролируют ситуацию: “Контрабанда оружия стала в Азербайджане прибыльным бизнесом. Финансовая часть сделки проводится через турецкий банк. Тем не менее, есть факт задержания группы террористов, которые закупили оружие в Азербайджане и смогли переправить его оттуда руководству ИГ. Из этого можно сделать вывод, что в стране достаточно высокопоставленных чиновников, готовых к поддержке международной террористической организации. Судя по всему, черный рынок оружия в Азербайджане настолько разросся, что привлек к себе внимание ИГ. Кстати, профессия нелегального торговца оружием в Азербайджане берет свое начало с первых дней независимости страны. Тогда распродажа советского вооружения была сверхприбыльным бизнесом. Теперь люди набрались опыта и начали перепродавать российское оружие. …А ведь, согласно договоренности с Россией, это оружие должно быть направлено для борьбы с ИГИЛ, в случае нападения последнего на Азербайджан”.
Если терроризм и ИГ являются “мировым злом” и если борьба России с терроризмом не заканчивается с выводом войск из Сирии, то продажа российского оружия Азербайджану не может оставаться “просто бизнесом”. И называть Азербайджан “ответственным и надежным партнером” может, мягко говоря, только очень наивный…