Несмотря на то, что в последнее время армянские дзюдоисты редко добиваются побед на официальных международных соревнованиях, руководство Национальной федерации этого вида спорта не снижает планку притязаний. Исходя из этого, вице-президент организации Давид Хитарян не считает большим успехом единственную серебряную медаль, которая оказалась на счету нашей страны по итогам молодежного чемпионата Европы.
— На фоне последних неудач должно быть вы довольны этим результатом?
— Отнюдь, поскольку мы рассчитывали на две награды, причем, на одну золотую. В этом плане наши ожидания не оправдались, Впрочем, учитывая сильную конкуренцию на чемпионате, и такой показатель можно считать неплохим для нашей страны.
— А кого рассматривали в качестве претендента на звание чемпиона?
— Все того же Арсена Казаряна, который, проиграв в финале весовой категории до 66 кг, довольствовался вторым местом. А еще, по нашим подсчетам, в призерах могли оказаться Вааг Овсепян (весовая категория до 55 кг) и Артавазд Овсепян (73 кг). Последний из них, проиграв во втором этапе, не дошел до 1/8 финала и не смог продолжить борьбу за 3 место. Дело в том, что по регламенту молодежных соревнований, спортсмен может включиться в утешительные поединки за бронзовую медаль лишь в том случае, если доберется до этого этапа, а победивший его соперник впоследствии останется в финале. В этом плане Артавазду не повезло дважды, поскольку одолевший его спортсмен сам довольствовался бронзовой наградой. В аналогичной ситуации оказался и Вааг, который, правда, из-за собственной беспечности, уступил белорусскому дзюдоисту. У нашего спортсмена явные проблемы психологического характера. Он имеет довольно агрессивный стиль ведения борьбы, но в то же время чересчур эмоционален и порой, неправильно оценивая ситуацию, допускает грубые тактические ошибки. У Артавазда же другая проблема, обусловленная технически правильным выполнением приема “захват”. Мы не раз обращали внимание гюмрийца и его тренера на этот вопрос, однако, как видно, они либо вовсе не занимаются этим, либо делают недостаточно хорошо. В любом случае, перечисленные трое спортсменов, а вместе с ними и Шаген Абагян, также выступающий в весовой категории до 55 кг, довольно перспективные спортсмены. Они и в следующем году будут участвовать в соревнованиях этой возрастной категории и еще смогут проявить себя.
— Арсен в финале проиграл израильтянину Баручу Шмайлову, которого трудно считать грозным соперником. Тогда чем обусловлено поражение?
— Израильтянин тоже не случайно дошел до финала, но все же я согласен, он далеко не самый сильный. Более того, Арсен выигрывал у него на одном из этапов розыгрыша Кубка Европы. А еще Шмайлова побеждал Арутюн Дермишян. Что касается этого поражения, то Казарян выступал с легким сотрясением мозга. Дело в том, что в полуфинальном тяжелейшем поединке с немцем он головой ударился о татами. А на финальную встречу выходил с головной болью и даже тошнотой. Не будь этого происшествия, Арсен, наверное, и на этот раз выиграл бы у этого соперника.
— Получается, что у нас подрастает неплохой резерв?
— Молодежная возрастная категория всегда была самым сильным нашим звеном. Например, в юношеском спорте наши дзюдоисты из-за финансовых проблем довольно редко проводят учебно-тренировочные сборы и не успевают дорасти до международных побед. Но, продолжая тренироваться с той же нагрузкой, они все же повышают свои результаты в молодежных соревнованиях. Затем цепочка вновь обрывается, когда эти ребята начинают участвовать в соревнованиях среди взрослых. Там уже совершенно иная конкуренция, требующая больших затрат на подготовку спортсменов. Для того чтобы добиться успехов во взрослом спорте, наши дзюдоисты должны в год до 300 дней быть вовлечены в учебно-тренировочные сборы. А вот молодым нынешний график подготовки сполна хватает — они проводят за сезон четыре сбора, участвуют в этапах Кубка Европы и только после этого — в чемпионатах мира и континента. Не случайно, что на это первенство мы взяли семь спортсменов, но участие лишь четырех из них финансировало государство. Остальные поехали при поддержке спонсоров. Турнир показал, что наши тренеры не ошиблись, сделав ставку именно на этих четырех спортсменов. В двух других весовых категориях посланцы нашей страны оставили слишком слабое впечатление.
— То есть, в молодежном спорте у нас работы ведутся более ситематизированно?
— Да. Не случайно, что в этом году тот же Казарян стал победителем одного из этапов Кубка Европы и призером — двух других. Абагян на таких же соревнованиях занял 2 место, а Вааг и Артавазд были третьими. Именно поэтому я говорю, что мы не удовлетворены всего лишь одной серебряной медалью, завоеванной на этом чемпионате. Всего же за последние годы наши молодые спортсмены три раза становились чемпионами континента и завоевывали пять серебряных медалей.
— Впереди молодежный чемпионат мира. Руководство команды рассчитывает на тех же спортсменов?
— Кардинальных изменений в составе не предусматривается. Добавится разве что Дермишян, который будет выступать в весовой категории до 60 кг. К сожалению, мы уже израсходовали все средства, которые государство выделило нам на этот сезон. Если не удастся найти дополнительное финансирование, то придется обойтись без учебно-тренировочного сбора и каждый спортсмен будет готовиться к чемпионату мира в своей спортшколе. Впрочем, мы еще надеемся раздобыть деньги.