Ровно три года назад, 1-го марта 2020 года в силу вошли у нас новые законодательные регулирования, которые должны были стать стимулирующим механизмом для привлечения на армянский рынок капитала как инвесторов, так и эмитентов. Речь шла об изменениях в Налоговом кодексе, предусматривающих налоговые льготы по части подоходного налога и НДС для, так называемых, «потребителей» услуг биржи.
В соответствии с нововведениями дивиденды, полученные от акций, прошедших листинг на нашей фондовой бирже, уже не облагались подоходным налогом. К примеру, если кто-то был держателем акций некой компании, которая не прошла листинг на бирже, то после получения дивидендов ему надо было заплатить подоходный налог в размере 5% от суммы дивиденда. Но если компания прошла листинг и ее бумаги котируются на бирже, то по новым законодательным поправкам подоходный налог от полученных дивидендов выплачиваться уже не будет.
Авторы инициативы исходили из того, что самым существенным и наиболее эффективным механизмом для активизации торговли на фондовой бирже являются налоговые льготы, с помощью которых государство стимулирует людей входить на рынок капитала. Взять, к примеру, те же налоговые льготы при покупке в ипотеку жилья от застройщика. Как только этот механизм был внедрен в Армении, сразу же пошел рост ипотечного кредитования и активизировался строительный сектор.
То же самое касается и рынка капитала, являющегося, по сути, рынком денег. Туда в основном идут те компании, которые нуждаются в денежных ресурсах. Но при этом они начинают считать, что для них выгоднее — брать кредит в банке, проценты по которым довольно конкурентоспособные на сегодня, или же выйти на биржу. В первом случае, правда, придется изыскать залоговое обеспечение под ссуду, но и выход на рынок капитала не лишен сложностей: необходимо быть прозрачным, проходить аудит, иметь хороший бизнес план развития и пр. Поэтому предприниматели тщательно анализируют и сравнивают, что им выгоднее по цене и условиям. В этом смысле налоговые льготы, предоставленные новым законом, как раз и должны были сыграть весомую роль при принятии подобных решений.
Тем более, что льготный режим был предусмотрен и для держателей облигаций, выпущенных армянскими компаниями. Если раньше они выплачивали 10% подоходного налога от полученного дохода облигаций, то после введения новых регулирований выплачивать налог не было необходимости. Касалось это не только резидентов, но и нерезидентов страны. Тем самым облигации становились более привлекательными с точки зрения вложения средств, нежели банковские вклады, поскольку процентный доход последних облагается подоходным налогом в размере 10%.
Взаимовыгодные вложения
Конечно, был риск того, что на практике эффект от налоговых льгот будет не столь сильным, как ожидалось изначально. Однако, как отметил в беседе с нами исполнительный директор Фондовой биржи Армении (AMX) Айк Еганян, введенные три года назад законодательные регулирования в реалиях стали стимулирующим механизмом для привлечения на рынок капитала и инвесторов, и эмитентов.
По его словам, механизм заработал, потому что комбанки начали еще больше осуществлять эмиссию ценных бумаг. Правда, они и ранее были активны в этом плане, учитывая, что был иной стимулирующий механизм, задействованный в свое время Центробанком. Связан он был с нормативом капитала при привлечении депозитов. К примеру, если банк привлекал средства в качестве депозитов, то должен был порядка 18% вложить на соответствующий счет в ЦБ. В случае же с облигациями эта цифра снижалась до 4-6%, что заметно стимулировало банки на эмиссию облигаций.
«Теперь этого требования со стороны ЦБ нет, и соответственно нет такого стимула у банков. Но зато остался другой механизм. Вкратце его суть в том, что, когда инвесторы вкладывают средства в качестве депозита в банк, то с процентного дохода им нужно выплачивать подоходный налог в размере 10%. В отличие от депозитов, процентный доход от облигаций налогом не облагается. Это и стало стимулом для инвесторов все больше за последние годы интересоваться облигациями, нежели депозитными вкладами. Банки, в свою очередь, зафиксировав увеличение спроса на облигации, начали гораздо активнее и больше выпускать их», — объяснил наш собеседник.
Впрочем, и для самих банков привлечение средств за счет эмиссии облигаций намного выгоднее. Ведь депозиты — это вклады по востребованию. То есть в любой момент клиент может запросить свои деньги у банка, и последний обязан их выдать. Такой расклад, по словам директора AMX, создает стрессовую ситуацию у банков, учитывая тот факт, что они постоянно должны иметь наготове наличные средства, чтобы в любой момент суметь удовлетворить требование по возврату депозитов. В случае же с облигациями банк наперед знает, что, если он продал, скажем, на 10 млрд драмов, то в ближайшие два года эти деньги никто не запросит у него.
«Таким образом, банки фактически получают возможность долгосрочного планирования, исходя из чего они больше стимулируют людей инвестировать в облигации, нежели в депозиты. Иными словами, с одной стороны, банкам выгодно привлекать долгосрочные денежные средства по фиксированным процентам, а с другой — инвесторам выгоднее вкладывать в облигации, поскольку их доход не облагается налогом», — обрисовал суть дела руководитель Армянской фондовой биржи.
Международных инвесторов стало больше
Введенные три года назад стимулирующие механизмы, продолжил А.Еганян, оказали также существенное воздействие в контексте привлечения международных инвесторов. Ведь ранее проблема была не столько в выплате налога на процентные доходы, сколько в бюрократии и бумажной волоките, связанной с бухгалтерским оформлением дохода от облигаций для дальнейших выплат этих самых 10% подоходного налога. Для многих людей, особенно если это иностранные вкладчики, подобный расклад являлся сдерживающим фактором, поскольку реально увеличивал их транзакционные расходы (администрирование ведь тоже денег стоит), не говоря уже о той головной боли, которая была связана с оформлением подоходного налога. Поэтому люди предпочитали вкладываться в ценные бумаги других стран, к примеру, в той же Грузии все давно освобождено от налогов.
«Это привело к тому, что у нас сильно выросло количество международных инвесторов, вложивших средства в гособлигации. В корпоративные облигации тоже было немало вложений», — рассказал наш собеседник.
При этом добавил, что сейчас необходимо всерьез развивать институт финансового посредничества в Армении. Потому что объяснять предпринимателям все преимущества выхода на рынок капитала должна, по мнению А.Еганяна, не фондовая биржа, а финансовые посредники. Те же инвестиционные банки, которые выступают в качестве посредников между инвесторами (у которых есть деньги для инвестирования) и компаниями (которым требуется капитал для роста и ведения бизнеса).
«А биржа — это всего лишь торговая площадка, на которой выпущенные бумаги входят в оборот в соответствии с установленными правилами. Причем, очень строгими правилами, чтобы не было каких-либо манипуляций, спекуляций и пр. То, что в Армении до сих пор нет подобных инвестиционных банков, можно считать несостоятельностью нашего рынка («market failure»). Причина в том, что это совершенно новая для нас индустрия, и потому нужны специалисты, прошедшие обучение за рубежом, чтобы задействовать подобные структуры в Армении», — заключил он.
Статья опубликована 27 февраля, 2023 12:47
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…