Артавазд Пелешян, режиссер таких известных документальных фильмов как: «Начало», «Страна людей», «Мы», «Наш век», «Жизнь», «Времена года», режиссер, чья теория пространственного монтажа изучается и преподается в известных киновузах мира, 22 февраля отмечает свое 85-летие.
Как сообщает «Арменпресс», все фильмы Пелешяна о вечном, обо всем, пропуская через человека, о самом человеке. Режиссер не приемлет стереотип, что кино — синтетическое искусство, для него кино — это вполне самостоятельный мир.
В студенческие годы он снял документальные фильмы «Горный патруль» (1964), «Страна людей» (1966), «Начало» (1967), отличающиеся неповторимым стилем и свежими выражениями кинематографического языка. В 1969 году Пелешян снял фильм «Мы», получивший почетный диплом Международного кинофестиваля в Оберхаузене, где впервые использовал основные элементы «пространственного монтажа». Основные кадры, которые в сопровождении звуков оказывают максимальное воздействие на зрителя, он предпочитал размещать вдали друг от друга. Сергей Параджанов назвал Пелешяна «исключительным гением кино».
В ноябре 2021 года на Нью-Йоркском кинофестивале (New York Film Festival-59) состоялась мировая фестивальная премьера фильма Пелешяна «Природа», в 2022 году фильм был показан в Армении.
«Природа» — первый фильм, снятый спустя 27 лет после фильма Пелешяна «Жизнь» 1993 года, в котором король пространственного монтажа снова обратился к теме природы, используя музыку Бетховена, Моцарта, Шостаковича, Тертеряна, Тиграна Амасяна.
«Он, как звезды на небесах освещает нас из прошлого. Его прошлое — освещает наше настоящее. Для меня Артавазд Пелешян вне нашего времени», — сказал о нем режиссер экспериментального документального кино Готфрид Реджио.