Аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) на днях представили первый в этом году обзор макроэкономической ситуации в регионе операций Банка (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Таджикистан, Кыргызстан). Уже доступна статистическая информация, которая позволяет оценить состояние мировой экономики и экономики стран региона, с которой они вступили в текущий год.
Как отмечают эксперты ЕАБР, динамика мировой экономики в прошлом году определялась тремя ключевыми трендами. Прежде всего, беспрецедентным за много лет разгоном инфляции в развитых странах, во-вторых — быстрым повышением процентных ставок, плюс — охлаждением экономической активности.
«К настоящему моменту накапливается уверенность, что первые два тренда — взлет инфляции и стремительное поднятие процентных ставок — близятся к завершению.Скоро мы можем увидеть разворот.Очень высока вероятность, что пик инфляции в развитых странах пройден в конце прошлого года. К концу 2022 года рост потребительских цен в США замедлился до 6,5% г/г (с пика 9,1% г/г в июне), а в еврозоне — до 9,2% г/г (с пика 10,6% г/г в октябре). Во многом такая ценовая динамика является следствием коррекционного снижения стоимости сырьевых товаров. Кроме того, глобальные цепочки поставок постепенно возвращаются к нормальному функционированию. На это, к примеру, указывает снижение стоимости морских перевозок до уровней, последний раз наблюдавшихся до начала пандемии», — обрисовал ситуацию главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров.
На фоне ослабления инфляционного давления, продолжил он, несколько смягчается ястребиная риторика крупнейших центробанков. По его мнению, в США ключевая ставка уже достигла предельного уровня в текущем цикле и, судя по всему, уже к середине этого года ФРС перейдет к снижению ставки из-за торможения деловой активности. А спустя некоторое время за ФРС, скорее всего, подтянутся и центральные банки других развитых экономик.
«Если с инфляцией мы начинаем все больше быть уверенными в переломе тренда, то относительно ослабления экономической активности в мире такая уверенность была бы пока преждевременной. Отказ Китая от политики нулевой толерантности к COVID-19 улучшает перспективы всей глобальной экономики в текущем году. То же самое касается и довольно мягкой зимы в ЕС, которая снизила остроту проблемы поставок энергоресурсов в европейские страны. Однако накопленное повышение издержек и цен, наряду с возросшими процентными ставками, будет тормозить экономический рост в текущем году. Эти эффекты могут постепенно нейтрализоваться во второй половине текущего года, но неопределенность и риски остаются повышенными», — пояснил Е.Винокуров.
Если не последуют новые масштабные потрясения
Вопрос в том, что между развитием экономической ситуации в мире и в регионе операций ЕАБР имеются значимые взаимосвязи. Глобальный разворот инфляционных трендов, наряду с внутренними факторами, способствует замедлению темпов роста потребительских цен в регионе. Так, согласно оценкам аналитиков, инфляция в государствах-участниках Банка в декабре прошлого года снизилась до 12,5% г/г, в то время как в сентябре оценивалась в 13,9% г/г. Аналитики ЕАБР полагают, что ее уровень может сократиться в два раза к концу текущего года (до 6,2%) при отсутствии новых негативных шоков.
«Мы допускаем, что ее уровень может сократиться в два раза к концу текущего года (до 6,2%) при отсутствии новых негативных шоков. Влияние фактора ослабления глобальной деловой активности на экономики государств региона операций Банка оказалось не столь очевидным. Агрегированный ВВП государств-участников, по предварительным расчетам, сократился на 1,7-2% в прошлом году, но это стало следствием воздействия рестрикционных мер западных государств в отношении России и Беларуси. В Армении, Кыргызской Республике и Таджикистане рост ВВП, напротив, сильно ускорился в результате наращивания внутреннего спроса. Сильный результат (прирост на 3,1%) показал ВВП Казахстана, несмотря на ухудшение динамики в ключевых торговых партнерах — России и Китае», — указал главный экономист ЕАБР.
При этом добавил: если переход ведущих центральных банков развитых стран к снижению процентных ставок действительно не за горами и им удастся избежать жесткой посадки, то такой расклад мог бы обеспечить довольно комфортный внешний фон для экономики региона операций Банка на 2023 год. Конечно, при условии, что новых масштабных потрясений не последует.
Притока россиян и денежных переводов больше ждать не стоит
Ситуация менее однозначна для малых экономик региона, которые добились исключительных успехов в 2022 году на фоне притока человеческих и финансовых ресурсов. При оценке перспектив экономического роста в текущем году эксперты указывают на то, что стоит принимать во внимание вероятность замедления этого притока или даже некоторого оттока, что в свою очередь несет риски для сектора услуг и торговли.
Так, экономика Армении сохраняет высокие темпы роста. Инфляция замедлилась в декабре в основном за счет замедления роста цен в продовольственном сегменте. При этом Центральный банк сохранил ставку рефинансирования на уровне 10,75%.
Экономическая активность в Армении в 2022 году увеличилась на 14,2% г/г. По итогам года основным драйвером армянской экономики стал сектор услуг, что было обусловлено расширением спроса на товары и услуги на фоне притока российских граждан и существенного роста денежных переводов.
Сектор услуг показал рост на 28,2% г/г в прошлом году. Более половины динамики роста сектора, по оценкам экспертов ЕАБР,было обеспечено за счет расширения банковской деятельности и разработки программного обеспечения. Это, в свою очередь, связано с увеличением числа нерезидентов, притоком иностранного капитала и трудовых ресурсов. Расширилась также деятельность в секторах транспорта, ресторанного и гостиничного бизнеса на фоне сильного внешнего спроса, а также внутреннего спроса, поддержанного денежными переводами.
В 2022 году увеличились также инвестиции в основной капитал в условиях устойчивой динамики роста строительства. Промышленность и строительство демонстрировали сильную динамику в течение всего года. Промышленное производство увеличилось на 7,9% г/г в январе-декабре преимущественно благодаря росту обрабатывающих отраслей, производства строительных материалов, продовольствия, а также основных металлов. Объем выполненных строительных работ в январе-декабре вырос на 12,5% г/г. Этому способствовало строительство, финансируемое за счет средств организаций. Более половины объемов строительных работ выполнено в строительстве жилья на фоне высоких темпов роста ипотечного кредитования (+29,7% г/г по состоянию на конец декабря 2022 года).
«К концу 2022 года темп роста экономической активности в Армении продемонстрировал тенденцию ослабления — до 12,8% г/г в декабре (после 17,5% г/г в октябре и 13,8% г/г в ноябре) за счет замедления динамики сектора услуг и промышленности (+27,9% г/г и +2,7% г/г соответственно в декабре). Это указывает на то, что пик сильной активности прошлого года пройден. В текущем году ожидается, что спрос постепенно стабилизируется, рост экономики замедлится и составит около 4,2%», — спрогнозировали авторы макроэкономического обзора.