Армения выступает за проведение переговоров между Степанакертом и Баку в рамках международно-видимого механизма, и этот механизм может быть упомянут в мирном договоре, над которым в настоящее время работают армянская и азербайджанская стороны. Об этом на брифинге с журналистами в Национальном Собрании заявил секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян.
Коснувшись вопроса о том, введен ли в обсуждаемый текст мирного договора термин «конструктивная неопределенность», который позволил бы обеим сторонам иметь собственные интерпретации нагорно-карабахской проблемы, Григорян сказал, что слышит об этом впервые, подчеркнув, что мирное соглашение заключается в том, чтобы сделать все максимально ясным. Армянская сторона работает над этой ясностью. Армения выступает за создание института гаранта с учетом как минимум 3-летнего опыта.
«Армения выступает за проведение переговоров между Степанакертом и Баку в рамках международно-видимого механизма. И Армения продолжает работать со своими международными партнерами, чтобы этот механизм работал. Этот механизм может быть рассмотрен в мирном договоре, по которому ведутся переговоры. Это могут быть другие международные структуры или другой формат. Пока не конкретно, это предмет обсуждения, мы должны продолжить обсуждение, чтобы было ясно», — сказал Григорян, добавив, что подход Армении по-прежнему заключается в необходимости создать видимый на международном уровне механизм проведения переговоров между Степанакертом и Баку относительно прав и безопасности армян Нагорного Карабаха.
Армянская сторона получила ответ на предложенный ею текст мирного договора. Сейчас армянская сторона работает над этим. Секретарь Совбеза считает, что текст будет готов в кратчайшие сроки и армянская сторона передаст его Азербайджану, однако не смог сказать, как будет происходить передача.
Григорян дал положительный ответ на вопрос, есть ли в обсуждаемом и распространенном тексте упоминание о Карабахе. Однако секретарь Госсовета подчеркнул, что важно учитывать, что этот документ еще не окончательный, ведутся переговоры.
Армения готова к открытию границы с Турцией и нормализации отношений в любое время, заверил секретарь Совбеза.
«Было соглашение, одно из которых — открытие сухопутной границы для граждан третьих стран, посещающих Армению и Турцию. Армянская и турецкая стороны ведут переговоры, и мы продолжим работу в этом направлении, надеясь, что это произойдет как можно скорее», — сказал Григорян.
В ходе встречи в Вене 1 июля 2022 года специальные представители процесса нормализации отношений между Арменией и Турцией, вице-спикер Национального Собрания Армении Рубен Рубинян и посол Сердар Кылыч договорились обеспечить возможность пересечения сухопутной границы Армения-Турции в кратчайшие сроки для граждан третьих стран, посещающих Армению и Турцию, и принято решение начать необходимые процессы в этом направлении.
Они также договорились о скорейшем начале прямых авиаперевозок Армения-Турция и решили начать необходимые процессы в этом направлении. Позже Турция сняла запрет на прямые авиаперевозки грузов с Арменией.
Запад ничего не навязывал армянской стороне, заявил Армен Григорян, коснувшись критики российской стороны по поводу размещения в Армении гражданской миссии ЕС.
«Никто не может заставить нас что-либо делать. Развертывание этой миссии было решением армянской стороны. Могу сказать, что приезд этой миссии тоже связан с нашим опытом. Что я имею в виду? В мае и ноябре 2021 года было совершено нападение на суверенную территорию Армении, крупномасштабное нападение произошло также в сентябре прошлого года. И учитывая опыт того, что существующие гарантии безопасности не работают, Армения пригласила гражданскую миссию ЕС с целью создания определенных гарантий безопасности», — сказал Григорян, подчеркнув, что развертывание гражданской миссии ЕС создаст дополнительные гарантии безопасности.
Секретарь Совбеза отметил, что не может от имени Москвы отвечать на вопросы, связанные с их озабоченностью.
«Естественно, мы регулярно беседуем с нашими российскими партнерами обо всех проблемах, которые существуют, и представляем подходы армянской стороны, объясняем, почему мы пошли на эти шаги», — отметил секретарь Совбеза.