Министерство экономики намерено разработать стратегию экономических преобразований, предполагающую как продолжение утвержденных ранее программ экономической политики, так и реализацию новых проектов наряду с формированием пакета фундаментальных и структурных экономических реформ. Как на днях заявил новоназначенный министр экономики Арцвик Минасян, в подписанном соглашении АРФД — РПА четко прописан вектор экономических реформ, предусмотренных также новой Конституцией, а именно — построение рыночной социальной экономики.
Среди основных приоритетов — уточнение функций министерства и принятие ответственности за их выполнение. Наряду с этим, по словам главы экономического ведомства, планируются визиты к хозяйствующим субъектам для выявления проблем бизнеса и разработки соответствующих решений. И наконец, предстоит формирование новых подходов в инвестиционной политике, включая привлечение крупных инвесторов посредством встреч и обсуждений бизнес-планов с ними, а, самое главное, устранение факторов, препятствующих привлечению инвестиций.
Последнее приобретает еще большую актуальность, с учетом сложившегося негативного тренда не только на территории ЕАЭС, но и в мировой экономике в целом, что в свою очередь оказывает существенное воздействие на экономику нашей страны. По мнению доктора экономических наук, профессора Вардана Бостанджяна, Армения для привлечения инвестиций должна на самом высоком уровне убедить потенциальных инвесторов в неприкосновенности их вложений в экономику страны.
“Инвестиции — это капитал, а капитал должен чувствовать себя в безопасности. Вкладывая средства в те или иные активы или в экономику страны, инвестор думает о рисках, которые могут привести к потенциальным потерям. Армения изначально, вне зависимости от общего состояния мировой экономики или внутреннего кризиса, содержит в себе риски, поскольку де-факто страна находится в состоянии войны. И это самый первичный фактор, снижающий привлекательность Армении в глазах международных инвесторов”, — высказал свою точку зрения экономист.
С другой стороны, по словам г-на Бостанджяна, низкая привлекательность для инвесторов обусловлена также позицией властей страны в вопросе того, насколько они в состоянии защитить эти инвестиции. Поэтому, кроме создания правовых основ для защиты инвестиций, Армения на самом высоком уровне должна дать гарантии, что вкладываемому капиталу ничего не угрожает.
На самом деле, потенциальные риски в связи с армяно-азербайджанскими отношениями, возможно, и играют свою роль в принятии решений инвесторов, но ключевого значения они явно не имеют. Тем более, что на самом высоком уровне у нас в стране придается крайне важное значение вопросу инвестиционной привлекательности. Буквально на днях Президент страны Серж Саргсян в ходе встречи с послом Армении в Австрии Арманом Киракосяном заявил о готовности создать для любого серьезного инвестора довольно благоприятные условия, вплоть до принятия в НС специального закона об инвестициях.
Более того, правительство в этом году намерено осуществить новые программы, направленные на повышение инвестиционной привлекательности Армении. Эти программы были утверждены на первом же заседании Кабинета министров в 2016 году и находятся среди приоритетов правительства на текущий год.
Прежде всего, планируется осуществить программы по улучшению инвестиционного климата, разработать концепцию инвестиционной политики вкупе с планом мероприятий по ее реализации. В актуальной повестке находится также вопрос проведения международного инвестиционного форума, который, как считают в правительстве, будет способствовать притоку инвестиций, а также экспорту конкурентоспособной продукции из Армении. Именно на этой конференции в Нью-Йорке, намеченной на второе полугодие 2016 года, планируется представить инвестиционные возможности Армении и ее бизнес-привлекательность, что в свою очередь создаст возможность взаимовыгодного сотрудничества между транснациональными корпорациями, инвестиционными организациями, международными финансовыми структурами и частным сектором Армении.
За последние годы инвестиции в Армении, в том числе прямые иностранные вложения, демонстрировали колеблющуюся динамику. До кризисного 2009 года они непрерывно росли, а затем произошел резкий спад, сменившийся лишь в прошлом году позитивным трендом. Так, совокупный приток иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Армении, поступивший не через банковскую систему и без госуправления, составил за 9 месяцев 2015 года около 141,5 млрд драмов, увеличившись, по сравнению с тем же периодом предшествующего года на 36,6%.
Вопрос в том, что, с точки зрения привлечения прямых инвестиций в реальный сектор, частному сектору всегда приходилось нелегко. Процесс не только сложный, но и довольно затратный, с точки зрения временных ресурсов и не только. Перед тем, как “продать” иностранным инвесторам инвестиционную идею, долю в компании или инвестиционный проект, армянские компании вынуждены тратить достаточно много времени и ресурсов на то, чтобы детальным образом объяснить, почему инвестор должен инвестировать в Армению и армянскую компанию.
Также перед ними стоит задача детально изложить, в какой юрисдикции инвестор будет работать, какие конкурентные преимущества имеются в стране, как работают основные законы и подзаконные акты по защите прав иностранных инвесторов и т. д. В этом направлении, по мнению многих экспертов, ощущается нехватка работы по продвижению страны на международной арене. Поэтому проведение подобного рода международных инвестиционных форумов имеет на сегодня в буквально смысле ключевое значение для нашей страны.
Однако, с точки зрения обеспечения свободной конкуренции и последовательного повышения инвестиционной привлекательности, существенным препятствием выступают коррупционные риски, которые отрицательно сказываются как на формировании равного конкурентного поля в стране, так и справедливого распределения налогового бремени среди бизнес-сообщества. Неутешительные данные на этот счет приводятся в различных международных исследованиях. К примеру, согласно исследованиям, проведенным в рамках оценки индекса глобальной конкурентоспособности 2014-2015гг., именно коррупция была указана в качестве самого существенного фактора, негативно влияющего на предпринимательскую деятельность. По итогам же другого анализа — экономических свобод 2014г. — выявлено, что коррупционные риски наиболее выражены в сферах налогового и таможенного администрирования Армении.
Именно в этих сферах, особенно в плане таможенного законодательства, сегодня необходимо оперативное проведение реформ, о чем неоднократно заявляли и в самом правительстве. Предприниматели в свою очередь уверены, что начать процесс законодательных изменений нужно со сферы транзитных перевозок, значение которых в свете отмены санкций с Ирана заметно возросла.
“Сегодня Армения оказалась в уникальной ситуации, когда соседний Иран освободился от санкций и ищет новые возможности для осуществления деятельности, а Россия под давлением санкций направила свой взгляд на восток в сторону Индии, Китая и Ирана и ищет новые пути сотрудничества. Имея потенциал, а именно — организации, которые имеют связи, опыт, кадры и прочее, Армения должна стать связующим звеном между соседними странами”, — убежден исполнительный директор крупной экспедиторской компании “Апавен” Гагик Агаджанян.
По его словам, в этом колоссальном объеме грузоперевозок наша страна смогла бы иметь свою долю, но для этого необходимы срочные действия со стороны государства и частного сектора. “Рынок автоперевозок является для Армении приоритетным, поэтому надо действовать — и действовать быстро”, — резюмировал предприниматель.