В кинотеатре «Октябрь» города Гюмри 18 февраля состоится премьерный показ фильма «Три могилы художника» кинорежиссера, документалиста, председателя Союза кинематографистов Армении, одного из учредителей международного кинофестиваля «Золотой абрикос» Арутюна Хачатряна.
Фильм рассказывает о драматической жизни и творческом наследии талантливого армянского художника Вагана Ананяна. Ваган родился в Ереване в 1959 году. Любовь к рисованию у него была с детства.
Занимался в мастерской известного армянского скульптора Сергея Степаняна (с 1972 по 1976 годы). Его первая персональная выставка состоялась в 1977 году, за которой последовали еще две — в 1978 и в 1979 г.г.
В период с 1980 по 1987 участвовал в выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе. Разочарованный армянской действительностью (землетрясение, война, крах советского строя), художник в 1985 году переезжает в Таллинн, где с 1985 по 1993 годы участвует в многочисленных совместных, персональных выставках, устраивает «хэппенинги».
В 1994 году художник переехал в Одессу, где состоялось 7 персональных выставок. В 2005 году был приглашен и участвовал во Флорентийской биеннале современного искусства, где имел большой успеех.
После болезни и преждевременной смерти Вагана в 47 лет (в 2006 году) в Одессе, его прах был разделен на три части и захоронен в Таллинне, Одессе и Ереване. Наследие же и его ученики находятся далеко за пределами родины…
В 2007 году в Одесском музее западного и восточного искусства состоялась посмертная выставка «ПРО-СВЕТ», наиболее полно представившая таллинский и одесский периоды творчества художника, а в 2016 году в том же музее была организована выставка «Ваган Ананян: Вечный рыцарь».
Как отмечают специалисты, Ваган Ананян не принадлежал ни к одной из существовавших в то время групп, однако создал свой, ни на кого не похожий, художественный стиль.
Среди многообразия сюжетов выделяются две основные темы — пейзажи родной Армении и религиозные сюжеты. «Сформулируем главное: развитие изобразительного языка шло по следующему сценарию — от конфликтного противостояния объекта и окружения к созданию единой живописной среды.
От конфронтации — к подвижной, сложной, вибрирующей материи мира. В которой объект почти растворяется — но не уничтожается, а преображается. Проникший в живопись Ананяна воздух обладал свойством светоносности, а материя света, в свою очередь, обладала свойством творить форму.
Сказанное следует понимать буквально: основной смысл последних — и лучших, — произведений — это Формотворчество Света. Опыт сколь духовный, столь и живописный, был обретен, безусловно, благодаря религии, и в религиозных сюжетах наиболее полно воплотился», — писала о последних работах художника питерский искусствовед Ольга Савицкая.
А вот что вспоминал о Вагане его друг, художник Матвей Вайсберг: «Для меня его творчество условно делится на два основных хронологических периода: до 1995-го года и после.
Такая периодизация обусловлена тем, что в 1995 году Ваган получил страшную черепно-мозговую травму и чудом остался жив.
Железную твердую графичность его работ периода до 95-го года сменила постепенная мягкая тональность для всех периодов его творчества характерной палитры с преобладающими красными, коричневыми, белыми, но всегда теплыми цветовыми акцентами.
Остался в его работах — навсегда, — как он выражался, “иконный момэнт”, ибо если существует современная иконопись, то это она и есть в ее самом сильном, полном и глубоком выражении.
Описывать работы большого художника словами — дело мало благодарное, в особенности тогда, когда их можно посмотреть, осуществив таким образом встречу и с их автором, потому что живопись — всегда — непосредственное послание во времени нам, пережившим его, и Художника нет, а картины его говорят нам. Как сказал Ваган, когда я спросил про судьбу его работ: — «Картина не булка, ее нельзя съесть без остатка».
Наследие художника насчитывает около 500 живописных полотен, написанных в «таллинский» период, примерно столько же в «одесский» период, а также несколько десятков работ (в том числе и графических), созданных в Ереване.
Сегодня картины художника находятся во многих частных коллекциях Одессы, Киева, Таллинна, Москвы, Еревана, Санкт-Петербурга, Швеции, Франции, Германии, США, Канады, Японии. Но, к сожалению, Вагана в Армении не очень помнят…
«Три могилы художника» Арутюна Хачатряна — это фильм о художнике с роковой и загадочной судьбой, между жизнью и смертью которого пролегла жизнь, полная глубоких размышлений, переживаний и шифров о смысле жизни, времени, начале и конце.
А по своей философии этот фильм — вдумчивое обобщение о судьбе нашего народа, его бегстве и возвращении, его времени и поисках — с вопросами, на которые есть или нет ответов.
Герой фильма впервые появляется в одной из частей картины Арутюна Хачатряна «Ветер забвения», после чего режиссер более 30 лет следил за жизнью и судьбой своего героя, создав по итогу произведение «Три могилы художника».
Недавно после премьеры в Ереване у фильма было турне по Италии, а вскоре состоятся премьерные показы в Болгарии, Украине и других странах.
Отметим, что личность Вагана Ананяна вдохновила многих творцов: кинорежиссер Игорь Глазистов снял фильм «Два дня и две ночи из жизни художника», посвященный армянскому художнику.
Украинский композитор Александр Родин написал симфонию «Художник Ваган», переложив на ноты его имя, а русский поэт Андрей Танцырев в сборнике «После Парижа жизнь» посвятил ему стихи «Вагану, до востребования!».
А сам Ваган Ананян любил повторять слова из стихотворения Паруйра Севака- «…немного пьяный… немного отчаявшийся…».