Совет Центробанка Армении на своем заседании 31 января 2023 года принял решение оставить ставку рефинансирования без изменений. И это радует. Потому что стоимость денег в экономике, если и не станет дешевле, то хотя бы не повысится из-за роста ключевой ставки. До того, с 2021 года, ЦБ неоднократно был вынужден повышать ключевую ставку. Причем, с начала прошлого года имело место пять повышений ставки — от 7,75% в феврале до 10,75% в декабре 2022 года. Последний показатель стал новым историческим максимумом после 10,5%-ой ставки в 2015 году.
Причина подобных действий регулятора все та же — неутихающий рост инфляции. И хотя сейчас ставка осталась на уровне 10,75%, говорить о том, что инфляционное давление начало существенно ослабевать, пока не приходится. Но зачатки этого явления уже просматриваются. По крайней мере, ЦБ ожидает, что исходящее из внешнего сектора инфляционное воздействие на экономику Армении ослабнет.
Как пояснил на днях в ходе своей пресс-конференции председатель ЦБ Мартын Галстян, в основных странах-партнерах Армении все еще наблюдается замедление экономической активности. Мировая инфляция также снижается из-за спада цен на некоторые виды сырья и продуктов питания. Однако относительно расширенный спрос поддерживает инфляционную среду. Поэтому центробанки развитых стран в ближайшее время продолжат ужесточение денежно-кредитных условий, что поспособствует ослаблению мирового спроса и определенной корректировке цен на международных товарно-сырьевых рынках. Все это в совокупности и ослабит инфляционное воздействие из внешнего сектора на армянскую экономику.
Небывалый рост трансфертов
Однаков прошлом году уверенными темпами начал расти объем трансфертов физлиц в нашу страну. Согласно данным ЦБ, приток частных трансфертов в Армению за 2022 год достиг исторически максимальной планки в 5,2 млрд долларов, подскочив в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом.Ранее самый высокий объем притока трансфертов оценивался в 2,3 млрд долларов — сумма, которая поступила в Армению в 2013 году. Нынче этот объем был превышен в 2,3 раза, что, согласитесь, довольно внушительный показатель для нашей страны.
Подобный рост притока трансфертов, наблюдаемый в течение 2022 года, как поясняют в Центробанке, был спровоцирован существенным подскоком (4,2 раза) денежных переводов из России. В итоге, поступления из российского направления дошли до отметки в 3,6 млрд долларов. Параллельно с этим подскочил в 2,1 раз отток трансфертов из Армении, превысив 2,6 млрд долларов. Но здесь основным драйвером роста стали денежные переводы в США, возросшие на 73,4% — до 327,8 млн долларов. По оценкам некоторых экспертов, существенно возросший отток средств по денежным переводам из Армении также связан с действиями релокантов.
В результате чистый приток частных трансфертов в Армению подскочил в годовом разрезе в 3 раза — до отметки в 2,6 млрд долларов, намного превысив прогнозируемые ЦБ темпы 32%-го роста. Причем, чистый приток трансфертов из России увеличился в 6,8 раз — до 3,2 млрд долларов, а из США, наоборот, сократился на 12,3% до 343,2 млн долларов. К слову, прирост в разы чистого притока трансфертов из России стал наблюдаться уже в феврале, из месяца в месяц увеличивая долю России в притоке до нынешних почти 70%. Такой скачок эксперты и финансовые власти Армении связывают с притоком огромного числа релокантов из России, большинство которых переместило сюда как свой капитал, так и бизнес.
Перегрев рынка труда сохранится
При этом в течение прошлого года в местной экономике сохранялась высокая активность. Большой приток иностранных посетителей и увеличение внутренних частных расходов, как следствие, способствовали росту сферы услуг и валового спроса, что привело к расширению общей инфляционной среды, увеличивая заодно инфляционные ожидания. Наряду с этим сохранились положительные тенденции и в промсекторе — в контексте увеличения потенциала экспорта и ВВП. Кстати, Центробанк сохранил свой прогноз по экономическому росту на 2023 год. По словам главы ведомства М.Галстяна, в текущем году рост ВВП Армении составит 4,6% и основными драйверами выступят сферы строительства, промышленности и услуг.В проекте же госбюджета Армении на 2023 год заложен рост экономики на 7%.
В целом же, благодаря проводимой сдерживающей денежно-кредитной политике, укреплению драма и параллельно ослаблению инфляционного влияния из внешнего сектора, постепенно смягчается общая инфляционная среда в Армении. Однако высокий спрос по-прежнему отражается на рынке труда и способствует росту цен на товары и услуги, сказываясь также на заработной плате. В самом Центробанке не исключают, чтоперегрев рынка труда сохранится и в 2023 году.
«Определенная напряженность на рынке труда сохраняется, но есть послабления в сравнении с состоянием перегрева, который был ранее. Считаем, что в 2023 года эти тенденции сохранятся, но и не исключаем продолжения перегрева рынка в текущем году. Этот фактор, который может оказать влияние на нашу денежно-кредитную политику, будет сохраняться», — отметил председатель ЦБ М. Галстян.
В свою очередь, начальник управления денежно-кредитной политики ЦБ Айк Аветисян пояснил, что в третьем квартале 2022 года безработица сократилась до беспрецедентного уровня в 11%, что также, по его словам, связано с перегревом рынка.
«Если рассматривать зарплаты, то в частном секторе наблюдается рост на 26-27%. Это основная характеристика перегрева, что, в свою очередь, отразилось на формировании инфляции в 2022 году. Те мероприятия, которые были осуществлены в рамках денежно-кредитной политики в 2022 году, и то, что сейчас реализуется, в основном направлены на корректировку в 2023 году уровня безработицы», — детально изложил суть дела начальник управления денежно-кредитной политики ЦБ.
Но, несмотря на все эти факторы, стимулирующие инфляционное давление, регулятор пока решил не идти на еще большее ужесточение денежно-кредитной политики, считая целесообразным оставить ставку рефинансирования без изменений. Как прогнозируют в ЦБ, уже со второй половины 2023 года инфляция в Армении постепенно направится к целевому порогу в 4%. По оценкам Совета ЦБ, риски отклонения инфляции от запланированной траектории в основном сбалансированы. В случае же их проявления регулятор обещает должным образом среагировать, обеспечив реализацию цели стабильности цен.