«Алиса, миелофон у меня!»,- мало кому незнакома эта фраза из давно уже ставшего культовым фантастического детского фильма 1985 года «Гостья из будущего». Фраза стала настолько популярной, что звучит и в 2022 году — в заглавном треке нового альбома «Миелофон» российской альтернативной группы Jane Air.
А вспомнили мы о фильме и миелофоне в связи с тем, что режиссером картины «Гостья из будущего» является армянин — Павел Арсенов, которому в этом году (5 января) исполнилось бы 87 лет. Также хотелось вспомнить вехи его творческого пути, наследие и вклад в советское кино.
Павел Арсенов родился в 1936 году в Тбилиси в армянской семье. Сын простого ремесленника, он с детства полюбил кино: особое впечатление на него произвела сказка «Василиса Прекрасная», которую он посмотрел в кинотеатре.
После окончания школы Павел поступил в Тбилисский геологоразведочный институт, но любовь к кино оказалась сильнее и юноша устраивается рабочим на киностудию «Грузия-фильм».
Затем Арсенов едет в Москву и поступает на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Григория Рошаля), который оканчивает в 1963 году.
Еще будучи студентом талантливый юноша попробовал себя на актерском поприще: снялся в ряде фильмов, в том числе и картинах киностудии «Арменфильм».
В частности, в фильмах «Голоса нашего квартала» режиссера Ю.Ерзинкяна и известном фильме Генриха Маляна «Треугольник», где сыграл харизматичного кузнеца Мко.
После окончания вуза Арсенов стал ассистентом режиссера на студии им. М.Горького. В этом качестве он принял участие в работе над фильмом «Приключения Кроша» (1962), снял две самостоятельные короткометражки — «Подсолнух» (1963) и «Лелька» (1966), а также мелодраму «Спасение утопающего» (1967).
Уже с первых своих картин Арсенов заявил о себе как о ярком и неординарном кинематографисте, работы которого получили высокую зрительскую и профессиональную оценку.
Среди них — необычная для советского периода, авангардная киносказка «Король-олень», в которой, кстати, звучала музыка его знаменитого соотечественника, композитора Микаэла Таривердиева.
Арсенов снял также любовные драмы «С любимыми не расставайтесь» ( с Александром Абдуловым и Ириной Алферовой в главных ролях), «Смятение чувств» и другие. У него снимались такие звезды, как Юрий Яковлев, Олег Ефремов, Сергей Юрский, Елена Соловей и др.
Но наибольшую популярность кинорежиссёру принёс 5-серийный детский телефильм «Гостья из будущего», вышедший на экраны в марте 1985 года.
После показа фильма, снятого по мотивам фантастической повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед», миллионы советских школьников стали фанатами киноперсонажа Алисы Селезнёвой, которую сыграла 12-летняя московская школьница Наташа Гусева.
Стоит отметить, что Наташу Гусеву выбрал именно Арсенов, покоренный огромными голубыми глазами девочки.
А все началось с беседы в самолете Арсенова и Ричарда Викторова — режиссера, снявшего культовый фильм «Москва-Кассиопея».
Павел Арсенов решил попробовать себя в жанре детской фантастики и приступил к съемкам ленты, которую студийное и телевизионное начальство посчитало неперспективной и неинтересной для подрастающего советского поколения.
Денег на картину, где воссоздавалась Москва XXI века, выделили мало, постоянно возникали финансовые и технические проблемы. Например, реквизиторы кинофильма никак не могли определиться с внешним видом миелофона — придумать как выглядит этот прибор.
К счастью, в одном магазине нашёлся уральский сувенир — полупрозрачный, необработанный кварц в подарочном футляре. К коробочке реквизиторы добавили ремень (чтобы было удобнее носить) и миелофон был готов. После съёмок памятный сувенир остался у Павла Арсенова.
Несмотря на трудности, режиссер снял свой фильм, который вызвал настоящий бум среди детей и подростков. Позднее Павел Арсенов снял продолжение фильма — «Лиловый шар» (с участием все той же Наташи Гусевой), но невероятного успеха «Гостьи из будушего» фильм уже не повторил.
В конце 1980-х на киностудии им. Горького, где работал режиссер, произошла реорганизация — она разделилась на несколько творческих объединений.
Одно из них- творческое объединение «Ладья», — возглавил Павел Оганезович, который помог многим молодым режиссерам снять свои первые фильмы для детей и подростков.
Тогда же Арсенов приступил к экранизации фантастической сказки «Волшебник Изумрудного города», во время съемок которой у режиссера случился инфаркт.
К работе он вернулся после длительного перерыва, но все-таки сумел завершить фильм, который появился на экранах в 1994 году.
А через пять лет, в возрасте 64 лет, режиссер ушел из жизни. И как говорили о нем, «он не дожил всего лишь год до начала того самого XXI века, о котором он снял свой лучший фильм…»
Статья опубликована 3 февраля, 2023 17:16
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…