Начало этого года ознаменовалось вступлением в силу новых законодательных требований, согласно которым с 1-го января 2023 года все юридические лица в Армении, независимо от своей организационно-правовой формы, обязаны подавать в Агентство госреестра юридических лиц Минюста декларацию о реальных бенефициарах, или, так называемых, бенефициарных собственниках.
Речь идет о десятках тысяч компаний, ибо, как ранее заявила начальник Агентства госреестра юридических лиц Татев Мкртчян, данное обязательство будет распространяться на более чем 102 тыс. организаций. Причем, крайний срок, установленный законом для подачи декларации о реальных бенефициарах, назначен на 1 марта 2023 года. Все юрлица, согласно внедренной Минюстом системе, должны будут действовать максимально прозрачно. А именно — фиксировать имена истинных владельцев компаний в публичных реестрах.
В правительстве уверены, что новые законодательные регулирования откроют большие возможности для самих компаний. Дело в том, как объяснила глава Агентства, что декларации будут опубликованы на сайте госреестра и доступны для общественности. В частности, будет открыта информация о реальных собственниках организаций, начиная от их имени и фамилии, заканчивая гражданством, датой основания компании и пр.
И хотя новые правила для бизнес-сообщества воспринимаются сегодня как обязанность, они, по мнению Т.Мкртчян, способны открыть новые пути развития для компаний. Ведь, по ее словам, другие юрлица, получив доступ к информации на сайте госреестра об истинных собственниках компаний, смогут найти возможного партнера, ознакомившись с объемом его документооборота или иной, уже доступной информацией.
О том, как протекает сейчас этот процесс, и сталкиваются ли предприниматели с какими-либо сложностями, мы решили выяснить в беседе с Асей Галстян — аудитором, бухгалтером с 20-летним стажем, директором ООО «Контора бухгалтерского учета Гюмри», являющегося членом Союза предпринимателей «Манташянц».
«Декларация реального бенефициара компании подразумевает, по сути, выявление и идентификацию истинных выгодоприобретателей. Иначе говоря, цель в том, чтобы выяснить, кто в действительности управляет бизнесом, имеет влияние на принятие решений в компании и управляют ее доходами», — пояснила наша собеседница.
Декларация в электронном формате
Изначально предусматривалось, продолжила она, что система будет внедрена у нас на поэтапной основе. Поэтому с 2020 года требование предъявлялось только к компаниям, задействованным в горнодобывающей сфере.
Далее новые правила охватили ряд других сфер, а с 2023 года декларацию обязаны предоставлять все без исключения юридические лица, включая НКО. По словам А.Галстян, декларацию подает в Агентство госреестра юридических лиц директор компании, являющийся ответственным лицом. Заполнить ее можно в электронном виде по соответствующей ссылке на сайте ведомства.
«Если ты директор организации, имеешь действующую ID-карту и право подписи на документах, то в этом случае заполняешь декларацию в электронном виде. Поскольку право генерального директора, как единоличного исполнительного органа организации, действовать без доверенности от имени юридического лица предусмотрено действующим законодательством и говорит само за себя.
Физическое же присутствие в ведомстве необходимо только в том случае, если в организации подписи на документах ставит не директор, а, скажем, бухгалтер. В этом случае руководитель организации может делегировать свое право подачи декларации о реальных бенефициарах компании соответствующему сотруднику», — уточнила глава бухгалтерской конторы, добавив, что подавать такую декларацию нужно будет ежегодно.
При этом юрлица, подавшие декларацию в предыдущие годы, также обязаны до 20 февраля представить информацию об актуальности сведений, указанных в предыдущей декларации, либо должны подать измененную декларацию.
Для тех же организаций, которые впервые должны осуществить этот процесс, крайний срок подачи декларации, как было сказано выше, установлен до 1 марта. На наш вопрос, а что будет, если, скажем, организация не успеет вовремя подать документы, А.Галстян отметила, что непредставление соответствующей информации в указанный срок влечет за собой административную ответственность.
Например, если были допущены какие-то незначительные ошибки при заполнении декларации, то за исправление сведений нужно заплатить порядка 10 тыс. драмов. Аналогичная сумма штрафа установлена и при опоздании представления декларации.
Что касается попыток сокрытия информации или непредставления декларации вообще, то административная ответственность установлена в размере 100 тыс. драмов. Возможно даже возбуждение уголовного дела, учитывая то, что руководство организации представило заведомо ложные сведения госорганам.
Тяжкая повинность или новая ступень развития бизнеса?
Учитывая тот факт, что в этом году представлять декларации будут десятки тысяч юридических лиц, выяснить, верно ли указаны реальные бенефициары или нет, будет довольно сложно. По словам нашей собеседницы, конкретных механизмов контроля пока нет. Процесс выявления на сегодня осуществляется в рамках возбуждения уголовного дела и в судебном порядке.
«К примеру, у меня есть компания «А», которая управляется мною единолично. Таких компаний у нас достаточно много. И никто в реалиях не в состоянии выяснить, что реальным собственником является не «А», а, скажем, «Б».
Однако в рамках возбужденного уголовного дела сразу станет видно, что лицо «А» ничем не занимается, периодически высылает на банковские счета «Б» всю прибыль компании и пр. То есть таким образом уже станет ясно, кто на самом деле является реальным собственником компании», — говорит А.Галстян.
Однако само бизнес-сообщество, по крайней мере подавляющая часть, настроена весьма пессимистично, поскольку внедрение системы обязательного декларирования для юрлиц рассматривает как тяжкую повинность, полагая, что новый закон станет лишней головной болью для предпринимателей. А те, кто скрывал реальных бенефициаров, продолжат это делать и далее.
«Естественно, те, кто это делал раньше, будут и впредь стараться это скрывать. Но вопрос в том, что сейчас на законодательном уровне внесена конкретика в этом направлении.
Если до этого не было какой-то правовой возможности обязать юрлица выявлять реальных выгодоприобретателей компании, то после вступления в силу нового закона эта возможность уже имеется путем представления декларации.
И отныне, если ты даешь неверную информацию, то получается, что представил госорганам заведомо ложные сведения. Да, согласна с тем, что волокиты для бизнеса прибавится. И то, что никто не готов к подобной волоките и не привык представлять декларации, — это тоже верно.
Но, если мы хотим немного повысить свой уровень ведения бизнеса, новые правила крайне важны.
Потому что все те, кто раньше пытался скрыть реальных бенефициаров и открывал компании на имя других лиц, постепенно будут отходить от подобной практики, что очень важно в целом для улучшения бизнес-среды нашей страны», — заключила наша собеседница, добавив, что новые законодательные регулирования нацелены, в том числе, на соответствие критериям, установленным законом РА «О борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма».