Российский теннисист армянского происхождения Карен Хачанов стал одним из главных ньюсмейкеров проходящего в Мельбурне Открытого чемпионата Австралии — первого из проводящихся в течение года четырех турниров «Большого шлема».
26-летний москвич не только пробился в полуфинал мужского одиночного разряда одного из самых престижных теннисных соревнований, но и периодически выражает поддержку находящимся в азербайджанской блокаде соотечественникам из Арцаха. Последовавшая после очередной победы большая пресс-конференция 20-й ракетки мира вызвала ожидаемый интерес и эффект — спортсмен подтвердил свою позицию по Арцаху, в очередной раз рассказал о своих корнях, карьере и прокомментировал нынешние выступления.
Хачанов проводит один из самых успешных турниров в карьере. В Мельбурне он поочередно справился с испанцем Бернабе Сапатой Мираллесом (7:6, 6:2, 6:0), австралийцем Джейсоном Кублером (6:4, 5:7, 6:4, 6:2), американцем Фрэнсисом Тиафу (6:3, 6:4, 3:6, 7:6), японцем Йошихитой Нишиокой (6:0, 6:0, 7:6 (7:4)) и американцем Себастьяном Кордой (наш соотечественник выиграл первые два сета, а в третьей партии его соперник из-за повреждения правой кисти отказался от продолжения борьбы – 7:6 (7:5), 6:3, 3:0).
В полуфинале Карена ожидает встреча с посеянным на турнире под третьим номером греком Стефаносом Циципасом. Этот матч состоится 27 января. После очередных побед Хачанов, воспользовавшись традиционным правом победителя оставлять запись на объективе установленной на корте видеокамеры, оставил на ней призывы следующего содержания: «Арцах, держись!» и «Продолжай верить до конца!!! Арцах, держись!!!». Это вызвало ожидаемый вой в Азербайджане, федерация тенниса которого даже пожаловалась в Международную федерацию. Мы же, оставив азеров со своим горем, представляем наиболее интересные отрывки пресс-конференции Карена Хачанова.
— Объясните свои слова «Оставайтесь сильными» относительно ситуации между Арменией и Азербайджаном.
— Я много раз говорил, что у меня армянские корни. Со стороны папы, дедушки, даже со стороны мамы. Я наполовину армянин. Откровенно говоря, дальше не хочу вдаваться в детали. Я просто хотел продемонстрировать силу и поддержку своему народу. Вот и всё.
— Получаете ли реакцию людей? Было письмо от азербайджанской федерации…
— Я ничего об этом не слышал.
— Вам не говорили не писать ничего на камере?
— Пока нет.
— Расскажите о своих поездках в Армению.
— Я много раз там был. У меня там родственники, семья — члены семьи. Я много лет не приезжал туда, когда был юниором. Вы же знаете наше напряжённое расписание — реально не мог найти времени. Но в ноябре 2021-го мы с женой и сыном решили изменить отпуск. Поехали туда на 10-12 дней. Были не только в Ереване. Объездили всю страну. Получился классный обзорный тур. Посещали монастыри, разные места. Я соприкоснулся со страной. И провёл нечто вроде мастер-класса в концовке. Я был удивлён, как много детей, как много людей пришло. Все это даже не было заранее организовано. Все состоялось в день, когда об этом было объявлено. И приехали люди со всей страны. Было 300-400 детей. Я был впечатлен тем, насколько сильно они хотели меня увидеть. Очень приятное чувство.
— Вы во второй раз подряд вышли в полуфинал турнира «Большого шлема», повторив результат US Open-2022. Как вам удалось этого достичь?
— Стабильность (улыбается). Я бы сказал, что все дело в мелочах. Знаете, все эти мелочи, которые собираешь вместе, чтобы сделать такой шаг вперёд. И чтобы достигать поставленных целей. Впервые я вышел в полуфинал на US Open, и это дало мне дополнительную уверенность, что я могу показать, на каком уровне нахожусь и на что способен в своей лучшей форме, насколько могу быть стабилен. Все это вместе и вывело меня туда, где я сейчас оказался.
— Что думаете о травме Корды?
— Это часть спорта. До какого-то момента шла напряженная борьба. Но нельзя же знать, насколько серьезное повреждение у соперника, правда? Концовка второго сета, когда я атаковал и повел 2:0 по сетам — в таких ситуациях соперник оказывается под давлением, особенно если у него есть какие-то физические проблемы. Да и в начале третьего сета, когда я повел, оппоненту уже было гораздо тяжелее вернуться в борьбу. Я был сосредоточен и понимал, что надо делать, как надо давить. Я очень хорошо справился с задачей.
— Здесь может быть русский финал. Есть что сказать Уимблдону?
— Нет. Что бы там они ни решили, что я могу сделать? Мои слова ничего не изменят. Не хочу ничего говорить. В этом нет смысла. Если они чего-то этим отстранением добились, спросите лучше их, а не меня.
— Медведев говорил, что в юности вы опережали его и Рублева, а потом они вырвались вперед. Каково это?
— Ну это же соревнование, не правда ли? Кто-то идет дальше, кто-то остается там, где был. Да, в последние пару лет мы поменялись. Даниил опережал меня и Андрея. Но Андрей в топ-10, играет на последних стадиях «Мастерсов». Я был в топ-20, в топ-15. В какой-то момент я упал на 25-е, 28-е место, как в 2021 году. У меня были тогда личные проблемы. Более тяжелые времена, назовем это так. Сейчас все идет гладко. Но я всегда верил в себя, в свои способности и в то, что надо делать, чтобы быть в лучшей форме. Сейчас мы с командой на верном пути. Такое соревнование позитивного характера помогает нам самим становиться лучше. Посмотрите на Big-3 — Роджера, Рафу и Новака. Понятно, что я не сравниваю нас с ними, но ведь и они подстегивали друг друга на протяжении многих лет. Они сами это не раз признавали.
— Чему научил Вас полуфинал US Open прошлого года?
— Ситуации и соперники всегда отличаются, они разные. Ситуации не похожи одна на другую. В Нью-Йорке я сыграл четырехсетовый матч в первом круге. Во втором — тоже четырехсетовый. В третьем круге Дрэйпер снялся в конце третьего сета, но мы играли почти три часа. Четвертый раунд — пять сетов с Карреньо-Бустой. Четвертьфинал с Ником Кирьосом просто убил меня. Мы закончили игру в полвторого ночи. Помню, я ушел спать в пять утра — после всех процедур и тому подобного.
Потом было два выходных, и в первый день мы вообще ничего не делали. Стараешься восстановиться, но, как только провел ночь без сна, это решающим образом действует на энергию. Еда и сон тут важнее всего. Ну и восстановление, процедуры тоже. В этот раз все иначе. После предсезонки я пока хорошо себя чувствую в физическом смысле. Пока у меня не было настолько долгих матчей. Опять же, все иначе. Были ведь трехсетовые матчи. Впереди полуфинал — думаю, физическая форма будет лучше, чем на US Open.