Национальный академический театр оперы и балета имени Александра Спендиаряна 20 января отпраздновал свое 90-летие, поставив после долгого перерыва оперу А. Спендиаряна «Алмаст», которая была встречена бурными овациями. Именно ереванской премьерой «Алмаст» в 1930 году Государственный оперный театр АрмССР, которому впоследствии было присвоено имя великого композитора, открыл свои двери перед ценителями музыки.
В беседе с корреспондентом «Арменпресс» режиссер спектакля Алис Экимбашян рассказала об уникальности, посыле и современности оперы, напомнив, что музыковеды считают ее одним из лучших образцов оперного искусства.
По словам Алис Экимбашян, Александр Спендиарян — один из основоположников армянской симфонической музыки, творец, который, осваивая образцы народной музыки, воспитываясь на традициях европейской и русской классической музыки, расширил рамки национальной музыки. «Он замечательно представил армянскую музыку, мелизмы, которые он использовал в опере «Алмаст», а симфоническая музыка нашла место в аккомпанементе оперы. Это богатая музыка, гармоничная, сложная и красивая. Опера в первую очередь ценится за содержание, а затем за музыкальную интерпретацию. «Алмаст» — уникальная композиция, не теряющая своей свежести по сей день. Она очень туманянская и очень спендиарянская», — отметила режиссер.
Опера «Алмаст» — музыкальная драма, отражающая героико-освободительную борьбу армянского народа, созданная по мотивам поэмы Ованнеса Туманяна «Взятие Тмкаберда». Русское либретто написала София Парнок, армянский перевод либретто сделал Тигран Ахумян в начале 1930-х гг.
«Как и Туманян, Спендиарян также обратился к вопросу о предательстве. Наш народ за всю историю имел много героев, с честью сражавшихся с врагами, но были и предатели, выступавшие против нашего государства. Туманян написал о предательстве женщины. Он блестяще представил последствия предательства. Мы и падали, и восставали из пламени, как птица Феникс», — отметила Алис Экимбашян, которая считает вполне естественным, что людям не нравится персонаж Алмаст, и отмечает, что иногда певицы даже сомневаются, исполнять ли роль Алмаст.
Один из главных героев оперы — жестокий правитель Надир-шах. Но нападая на Армению, всегда встречал сопротивление и нёс большие потери, и ему не удавалось захватить крепость Тмкаберд. Обратившись к прорицателю своего дворца, он попытался понять, каким образом можно захватить крепость и поставить армян на колени. Прорицатель ответил, что в этом деле могут помочь женщины и вино.
Алмаст была преданной армянской женщиной, которая восхищалась победами своего мужа, но была и честолюбива. «Она убеждала своего мужа, князя Татула, занять персидский престол. После его отказа Алмаст, прослышав о славе Надир-шаха, решила предать своего мужа, открыть ворота крепости, напоив воинов.
По словам Алис Экимбашян, постановщики, ставившие оперу, учитывали величие Спендиаряна и созданный им музыкальный материал, подчеркивали его воспитательный характер.
«Алмаст» несколько раз ставилась в Ереванском оперном театре. 20 января на суд зрителей был представлен спектакль 2009 года, автором которого является заслуженный деятель искусств РФ Георгий Исаакян. Именно он доверил пьесу Алисе Экимбашян, чтобы она продолжила работу над произведением и передала ее поколениям.
По словам Экимбашян, спектакль можно осовременить за счет декораций, но не следует нарушать содержание, созданное автором и композитором, и именно это они пытались сделать.
«В Ереване впервые «Алмаст» исполнили русские артисты и они пели ее на русском языке с прекрасным вокалом, но русские артисты не могли прочувствовать то, что чувствуют армяне, исполняя национальную музыку», — отметила режиссер и подчеркнула, что артисты, которые выступили 20 января, очень талантливы и они блистали на сцене.
Заслуженная артистка Армении Алис Экимбашян была солисткой Оперного театра с 1974 года, режиссером стала с 1997 года. С 1974 года она преподает в Ереванской музыкальной школе имени Романоса Меликяна, с 1997 года — в Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. В ее репертуаре произведения Комитаса, Тиграна Мансуряна, Эдуарда Мирзояна, Александра Арутюняна, Ваграма Бабаяна и других. Алис Экимбашян не спела Алмаст, потому что ее голос — лирико-колоратурный. Она пела Ануш, Олимпию, Гильду, Виолетту, а партию Алмаст должна исполнять меццо-сопрано, поэтому об этой роли она и не думала. Она признается, что мечтала спеть Кармен.
Анжела Амбарцумян
Фотографии: Айка Манукяна
Статья опубликована 24 января, 2023 10:57
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…