13 января 1990 г. в столице Азербайджанской ССР начались армянские погромы. Начались они без малого два года спустя после антиармянской вакханалии в Сумгаите, ставшей ответом азербайджанских властей на мирное обращение Областного совета народных депутатов Нагорно-Карабахской Автономной Области о выходе из состава Азербайджанской ССР и вхождении в состав Армянской ССР и ознаменовавшей начало широкомасштабных этнических чисток и актов геноцида на всей территории Азербайджанской ССР и милитаризацию азербайджано-карабахского конфликта.
Осенью-зимой 1988 г. были депортированы жители десятков армянских сел ряда сельских районов Азербайджана. Такая же участь постигла население более 50 армянских населенных пунктов северной части Нагорного Карабаха, — горных и предгорных частей Ханларского, Дашкесанского, Шамхорского и Кедабекского районов, включая 48-тысячное население армянского Гандзака (Кировабад, ныне Гянджа).
В течение всего 1989 г. систематические нападения на армян, избиения и убийства, погромы отдельных квартир, выселения из жилья имели место и в Баку. Точной статистики не велось, уголовные дела «спускались на тормозах». Но известно, что в течение года случаи убийств армян исчислялись десятками. Всплеск этого варварства пришелся на август-декабрь 1989 г. Армяне продолжали уезжать из родного, их руками построенного города, который в одночасье превратился для них в адский котел. По некоторым данным, к январю 1990 г. из более чем 250-тысячного армянского населения Баку там оставалось лишь 40-50 тысяч — по большей части пожилые люди, которые по разным причинам не могли уехать.
12-13 января 1990 г. армянские погромы в столице Азербайджана носили уже очевидно организованный и повсеместный характер. Как и в Сумгаите, бандиты точно знали, где живут армяне. Их грабили и убивали. Девушек и женщин насиловали, выбрасывали из окон, сжигали заживо. Мужчин, женщин, детей и стариков забивали палками и камнями насмерть. По разным оценкам, за эти дни в Баку было убито от нескольких сот до тысяч человек. Установить точное число погибших крайне сложно, поскольку следствие по делу об армянских погромах в Баку не проводилось. Вандализм продолжался вплоть до 20 января, когда в столицу Азербайджана были введены советские войска. Введены, как и в Сумгаите, с опозданием: в Сумгаит они «запоздали” на 3 дня, в Баку — на 7. Официально — с целью «защиты армян». На деле — с целью недопущения выхода Азербайджана из-под контроля союзного центра, который, впрочем, сам исчез через год с небольшим.
По рассказам людей военных, советские войска были сосредоточены у столицы Азербайджанской ССР ещё 12 января. Однако никаких активных действий по пресечению геноцида армян в Баку они не предпринимали. Фактически, на их глазах озверевшие ублюдки армян убивали, грабили, насиловали, сжигали живьем, выбрасывали из окон и с балконов.
Русский поэт Давид Самойлов, который видел зверства германских нацистов и которого, казалось, трудно было бы шокировать, записал в своём дневнике 18 января: «Потрясает дикость Азербайджана. Мысли только об этом».
«Еще не введен комендантский час, еще не введены войска, а армяне толпами ломятся на КПП с просьбой защитить, пропускаем по паспортам, где, как известно, указана национальность. Куда их девать? Где селить? Чем кормить? Командир группы, Ромка, азербайджанец по национальности, выходит по заданию «Особняка» в город, в гражданке. По возвращении сразу просит водки. Психует. Видел, как с балкона многоэтажки выбрасывали женщину. Голую. В костер из мебели. Мебель, понятно, из ее же квартиры. А потом… Потом боевик из Народного фронта размахивал с балкона ушами этой женщины. Если кто не понял, повторяю: это свидетельство азербайджанца, офицера, участника афганской войны, он был в шоке», — вспоминает офицер советской армии Алексей Васильев.
(http://artofwar.ru/w/wasilxew_a_a/text_0120.shtml)
Бывшая бакинка, очевидица того бакинского кошмара Ирина Мосесова в своей книге «Армяне Баку: Бытие и исход» свидетельствует:
«…Резня и погромы… Летящие с балконов живые люди-факелы и обугленные трупы на мостовой. Толпа, насилующая двух старых женщин, мать и дочь, прямо на перекрестке двух центральных улиц, под улюлюканье висящих на оконных (школьных!) решетках и деревьях свидетелей, превращающая своих жертв в кровавое месиво ногами, железными прутьями, палками. И многое другое, что человеческий разум не способен понять…»
«Это живому смерть страшна в любом обличье. Но умирающему под изощренными, медленными пытками смерть кажется неслыханным блаженством. «Они резали по кускам, — рассказывает мне женщина-азербайджанка о своем муже-армянине, — он кричал: «Убейте», и я, связанная, кричала: «Убейте, убейте скорее!» Просила убить мужа. Говорит она с гримасой, заменяющей плач. Никто из московских поклонников «бакинской революции», распространяющих фотографии несчастных, убитых при вводе войск в Баку, не набрался мужества взглянуть в глаза этой женщине. Никто из них не пошел в больницы, где умирают старики с отбитыми почками, женщина, изнасилованная до разрыва внутренностей. А ведь больницы ближе, чем Баку».
Горячим металлическим ломом, образовавшим почти сквозную гнойную рану в паховой области, истязали 65-летнего Григория Арменаковича Кочарова — множественные ушибы, раны, «неестественная поза правой ноги, (раны на стопе), согнутой в голеностопной суставе, вывернутой наружу в тазобедренной части». В Баку он жил на проспекте Ленина, где в доме №146 занимал квартиру 38. Интересно, как живется в ней новым обитателям?»
«…Нина Арменаковна Каспарова. За 8 лет до погрома ей ампутировали ногу (гангрена). Жила в квартире №9 дома №23 по улице Рухуллы Ахундова, передвигаясь на коляске. “Ее не только ограбили и били по чему и как попало, но и выбросили с коляски. Поиздевавшись вдосталь, затем посадили 70-летнюю женщину на разбитую, без одного колеса коляску, привязали ее и… спустили с горы. Так и летела она вниз, по улице Фабрициуса, к морю. И голова, и тело ее бились то о мостовую, то о коляску».
«Люди исчезали бесследно. Как Лена Бадалян из дома №39 по проспекту Ленина, о которой известно, что над ней надругались, затем убили и сбросили в специально подогнанный грузовик, в котором уже штабелями громоздились другие трупы. И он неспешно отъехал. Куда?»
Последний паром с армянскими беженцами вышел из Баку 18 января. За день до этого, 17 января 1990 г. Европарламент принял резолюцию, призывающую Европейский Совет министров иностранных дел и Совет Европы вступиться за армян перед советским правительством и требовавшую оказать немедленную помощи Армении и Нагорному Карабаху. А 18 января группа американских сенаторов отправила совместное письмо Михаилу Горбачеву, в котором выразила озабоченность в связи с погромами армян в Баку и призвала к воссоединению Нагорного Карабаха с Арменией.
В 1988-1990 гг. в общей сложности в Азербайджане были убиты многие тысячи, бежали и были депортированы более 500 тысяч армян.
В последующие годы, в т.ч. во время азербайджано-арцахской войны 1991-1994 гг., а также в период военной агрессии Азербайджана против Арцаха в апреле 2016 г., осенью 2020-го, в сентябре 2022 г. против Армении Азербайджан продолжал политику этнической чистки армян.
«Сегодня, спустя ровно 33 года мы видим, как власти Азербайджана в XXI веке продолжают преступную, осуждаемую международным сообществом политику этнических чисток и всеми способами пытаются сделать жизнь армян в Арцахе невозможной. … Цель у них одна: заставить армян покинуть свою родину. Но мы не стоим перед подобным выбором. Мы не уйдем из своего дома, какой бы сложной ни была ситуация. Это трудное решение. Но в то же время — это историческая необходимость. Только так мы сможем спасти Арцах от уничтожения и гарантировать будущим поколениям сохранение армянского мира», — отметил в своем заявлении госминистр Республики Арцах Рубен Варданян.
(https://t.me/rubenvardanyanofficial/385).
Организованные властями Азербайджана этнические чистки армянского населения полностью соответствуют правовой формулировке геноцида Конвенции ООН 1948 года о Предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Однако эти преступления так и не получили должной оценки ни со стороны властей бывшего СССР, ни его правопреемницы — России, ни международного сообщества, ни, увы, Армении. Отсутствие же правовой и политической оценок этой трагедии, предание забвению прав более полумиллиона беженцев-армян из Азербайджана на получение ими не только материальной и моральной, но и территориальной компенсации за потерянную родину, привели к тому, что официальный Баку цинично, нагло и безнаказанно распространяет по миру ложь, искажает исторические факты, суть проблемы Нагорного Карабаха, продолжает захватническую политику в отношении Арцаха и Армении.
Наша газета писала обо всем этом на протяжении десятков лет. В связи с озвученными президентом Азербайджана претензиями на территории Армении и попыткой обосновать их правом некогда проживавших в Армении азербайджанцев на возвращение проблема и проблематика более чем 500 тысяч беженцев-армян из Азербайджана, а сегодня и армянских беженцев из оккупированных Азербайджаном районов Арцаха и Армении вновь обрела актуальность. Об этом — в следующем номере нашей газеты.