За последние десять лет винодельческая отрасль Армении в буквальном смысле переживала взлеты и падения.
Стабильное развитие и высокие показатели роста этой сферы начались примерно с 2011 года, когда сфера виноделия Армении была признана правительством приоритетной, что, по сути, означало реализацию программ госсодействия виноградарству и виноделию. В среднем в те годы здесь фиксировался двузначный рост, достигающий 14% ежегодно. Друг за другом открывались новые компании, вкладывались огромные инвестиции, с каждым годом появлялись новые бренды армянского вина, которые радовали нас не только своими высокими качественными характеристиками, но и международными наградами, присуждаемыми им авторитетными специалистами мировой винной индустрии.
Но не успели наши компании окрепнуть, как грянул кризис, связанный с обесценением российского рубля в 2014-2015 гг, плюс негативными явлениями, имевшими место в экономике России. Такой расклад привел к заметному сокращению экспортных поставок вина из Армении, поскольку львиная доля поставок приходилась именно на российский рынок.
Исходя из того, что виноделие являлось на тот период одним из самых перспективных направлений отечественной экономики, встал вопрос диверсификации рынков сбыта для армянских виноделов, что позволило бы значительно расширить географию экспорта и увеличить объемы производства.
Тем самым можно было бы компенсировать отрицательные воздействия одного рынка за счет стабильных поставок в другие страны. В итоге, столкнувшись с проблемами на российском рынке, армянские виноделы начали постепенно увеличивать свое присутствие на новых рынках, что привело к росту экспортных поставок армянских вин в такие страны, как Япония, Германия, Англия, США, Китай и т.д.
Второй удар, гораздо более мощный, отечественные виноделы получили уже в период пандемии, когда падение потребления вина на внутреннем рынке страны, по разным оценкам, достигло 70%. Это значит, что если в 2019 году объем потребления на местном рынке составлял порядка 10 млн бутылок, то спустя год эта цифра опустилась примерно до 3 млн бутылок. Не лучше обстояли дела и в плане экспорта винной продукции, показатели которой сократились в разы, учитывая тот факт, что практически во всем мире из-за пандемии были закрыты рестораны и кафе, а во многих местах и специализированные магазины.
Падение показателей
Однако наши виноделы сумели пережить и этот кризис, приложив колоссальные усилия, чтобы с достоинством выйти из него. Показатели сферы были далеки от докоронавирусного периода, но у компаний была надежда на скорое восстановление. Увы, так и несбывшаяся, ибо на этот раз участники рынка столкнулись с новыми проблемами, возникшими уже на фоне укрепления армянского драма. Сложившуюся ныне ситуацию представители винодельческих компаний характеризуют если не критической, то очень близкой к этому.
Свои последние данные Статкомитет Армении опубликовал на основе показателей за январь-ноябрь 2022 года, согласно которым у нас было зафиксировано падение. За указанный период в стране было произведено порядка 11 млн. вина, что уступает показателю годовой давности на 2,7%. И это при том, что годом ранее, как свидетельствуют данные того же Статкомитета, объемы производства демонстрировали рост на 21,7%.
Учитывая тревожную тенденцию, наметившуюся в сфере виноделия, Союз предпринимателей «Манташянц» организовал на днях пресс-конференцию с участием предпринимателей отрасли, в ходе которой последние рассказали не только о проблемах, но и предложили возможные варианты госсодействия, на которое они рассчитывают.
Суть вопроса вкратце в том, что с лета прошлого года из-за резкого укрепления армянского драма по отношению к доллару и евро, экспортеры вина начали нести серьезные финансовые потери.
Некоторым предпринимателям, которые вели торговлю в основном с Россией, удалось изменить долларовые договора с клиентами на рублевые. Но выдохнуть спокойно им снова не удалось, потому что наблюдаемое за последнее время резкое обесценение рубля создало существенные финансовые проблемы уже в российском направлении.
«Реальность сегодня такова, что рубль падает, мы снова встали перед большими проблемами и не знаем, что будет дальше. На самом деле, бизнес, занимающийся экспортом, изначально должен учитывать валютные риски в своей политике управления. Однако сильные и резкие колебания курса валют были полной неожиданностью. Для бизнеса подобная ситуация неконтролируема и непредсказуема, поэтому создает серьезные проблемы для производства», — объяснил соучредитель компании «Армавир Фрут» Айк Манукян.
Поднять цены на свою продукцию в связи с укреплением драма, значит потерять конкурентоспособность не только на российском, но и на всех остальных рынках, которые завоевывали на протяжении долгих лет. Поэтому, как отмечают предприниматели, вынужденно терпят убытки, надеясь на скорое улучшение ситуации.
Прекращение экспорта вин приведет к цепной реакции
Правда, тут есть и обратная сторона медали. Из-за введенных санкций на российском рынке высвободилась огромная ниша, которую могли бы занять армянские виноделы, увеличив тем самым объемы продаж. За счет этого можно было бы нарастить экспорт и в какой-то степени покрыть убытки, возникающие вследствие валютных колебаний.
«На самом деле, сложилось не совсем верное мнение о том, что на российском рынке высвободилась огромная ниша. Если проанализировать, то в реалиях только лишь вина из США, Австралии и, если не ошибаюсь, Новой Зеландии сейчас отсутствуют на полках российских магазинов.
Ну и плюс, некоторые известные итальянские и другие бренды. Остальные страны продолжают в прежнем объеме осуществлять свои поставки в Россию. Так что, нельзя сказать, что там образовался огромный вакуум, и мы можем заполнить его нашими винами. Хотя, рост объемов продаж армянских вин имеется.
И все благодаря тому, что качество наших вин значительно выросло за последние годы, они стали более узнаваемыми и конкурентоспособными на российском рынке. Но даже в условиях, когда Россия начала занимать большое место в наших портфелях, надо осознанно и грамотно разделять рынки в структуре портфелей для снижения рисков», — детально представил суть дела учредитель компании «Noah of Areni» Арсен Мкртчян.
В то же время, как отметил учредитель компании «Matevosyan Wine» Вазген Матевосян, в случае снижения или вовсе прекращения экспорта вина или коньяка возникнет большой риск и серьезная опасность для всей сельхоз отрасли, поскольку не будет потребляться сельскохозяйственная продукция.
«Это приведет к цепной реакции. И об этой проблеме надо думать уже сейчас, чтобы к концу года не столкнуться с масштабным хаосом», — предупредил бизнесмен.
В сложившейся ситуации решающую роль должна сыграть политика государства, уверены предприниматели. В качестве возможного варианта содействия они предлагают властям рассмотреть возможность установления фиксированного курса драма к доллару, на основе которого производители вина смогут планировать свои контракты.
По их словам, эта мера может быть временной. Но зато она позволит бизнесу самоорганизоваться, объединиться и реализовать совместные программы для выхода из критической ситуации.