18 февраля президент Турции Реджеп Эрдоган прибудет в Азербайджан. По официальному сообщению, для участия в работе Совета стратегического сотрудничества. Встреча Эрдогана с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым состоится в Гяндже. Будут обсуждаться вопросы нормализации российско-турецких отношений, экономическое сотрудничество.
Судя по повестке, приезд Эрдогана в Азербайджан станет продолжением визита 6 февраля турецкого премьера Ахмеда Давутоглу в Казахстан, где представитель официальной Анкары пытался заручиться поддержкой казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева в деле нормализации турецко-российских отношений. Точнее, попросил Назарбаева выступить посредником в этом сложном и щепетильном вопросе. Прямых высказываний на эту тему не было, по крайней мере, публичных. Однако чисто экономическое, на первый взгляд, заявление Давутоглу о том, что в контексте реализации турецко-казахстанских проектов в транспортной, энергетической и других сферах Турция для Казахстана — это “двери” в Европу, а Казахстан для Турции — путь на Евразийское пространство, — чистой воды политическое прошение о посредничестве. Анкара не может не понимать, что ни на какое евразийское экономическое пространство без одобрения Москвы Астана ее не выведет. И Назарбаев не стал этого скрывать. Отметив важность Турции для Казахстана и заверив Давутоглу в том, что Астана никогда не откажется от политики сотрудничества с Анкарой, он подчеркнул, что кризис в отношениях между Турцией и Россией, которые являются важными союзниками и партнерами для его страны, стал для Казахстана большой проблемой и что необходимо “искать пути выхода из сложившейся ситуации”. Уже 8 февраля Назарбаев переговорил по телефону на эту тему с президентом России, который, согласно сообщению пресс-службы казахстанского президента, “повторил, что сложности созданы турецкой стороной, в связи с чем шаги для нормализации должна предпринять Турция”.
Вряд ли Эрдогану в этом вопросе может помочь Алиев, не обладающий ни личностным авторитетом, ни политическим весом Назарбаева. Азербайджанский президент пытался предлагать свои посреднические услуги еще в прошлом году, на заре российско-турецкого кризиса, однако даже не получил публичного отклика Владимира Путина на свое предложение. Возможно, из-за открыто выраженной Алиевым Эрдогану поддержки в истории со сбитым российским бомбардировщиком. Правда, Москва, довольно жестко выстраивающая линию поведения в отношении Анкары, пока либеральничает с Баку, видимо все еще надеясь вернуть Алиева в российское геополитическое русло. Однако Алиев к подобному развороту интереса не проявляет. А недавно в Лондоне на конференции “Поддержка Сирии и региону” вновь обещал Западу, в частности, Германии, Великобритании, золотые углеводородные горы. На деле “затопить” Европу нефтью и газом Азербайджан не в силах, равно как и играть значимую роль в разрешении сирийского кризиса. Однако риторика Алиева имеет неприкрытый прозападный уклон, что очевидно улавливают в Москве. Рискнет ли Алиев раздражать Путина, который к тому же уже дипломатично дал понять Назарбаеву, что он не в восторге от подобного рода инициатив? Тем более, что Турция, несмотря на заверения в якобы раскаянии и миролюбии, не упускает случая каким-либо образом унизить Россию, которая своими действиями в Сирии порушила все турецкие планы. Сильно сомнительно, что Баку сможет выступить с предложением, от которого Москва не смогла бы отказаться. Даже по вопросу Арцаха, которому, как пишут азербайджанские СМИ, в ходе встречи Эрдоган-Алиев “будет уделено особое внимание”. Попытка же возобновления боевых действий в зоне азербайджано-арцахского конфликта может привести уж и вовсе к нежелательным для Азербайджана последствиям в плане реакции как России, так и Запада, которые на полном серьезе постоянно предупреждают Баку о недопустимости развязывания новой войны. Тем более, что Азербайджан в этом случае не сможет рассчитывать и на существенную поддержку Турции, которая и без того уже воюет на несколько фронтов — Сирия, Ирак, Рабочая партия Курдистана. И ни в одном вопросе не может заручиться ничьей полноценной поддержкой. Даже с американцами умудрилась разругаться по вопросу курдов. Сначала вице-президенту США Джо Байдену в ходе его визита в Турцию дали понять, что Анкара готова бомбить союзников США в Сирии, если американское оружие и дальше будет поступать к курдским боевикам в Сирии. Потом Эрдоган ультимативно потребовал сделать выбор — или Турция, или курды. Даже посла США в Анкаре Джона Басса вызвали в турецкий МИД после того, как в Вашингтоне заявили, что не считают партию сирийских курдов террористами, а, напротив, считают их “эффективными борцами” с террористической организацией “Исламское государство”. Однако в Госдепе заявили, что менять свою позицию по курдам не намерены.
В общем, куда ни кинь — везде клин. Эрдоган мечется, как загнанный в угол зверь, и в этой ситуации может решиться на самые авантюрные действия. Ведь на его глазах рушатся тщательно возводимые последние двадцать лет конструкции по проникновению и укреплению позиций Турции не только на Ближнем Востоке, но и в Центральной Азии, на Южном Кавказе (посредством выстраиваемого треугольника Турция — Азербайджан — Грузия), да и в России, в Татарстане, на Северном Кавказе. Под песнопения о турецко-российской дружбе Анкара последовательно работала на ослабление России и ее влияния на постсоветском пространстве, так же, как сегодня, вальсируя с Европой, Турция посредством так называемых мигрантов, по сути, уничтожает Старый Свет.
Российские военные с тревогой говорят о том, что Турция готовит военное вторжение в Сирию (в Ираке она уже обосновалась, несмотря на протесты даже американцев, и строит там военную базу, возможно, не одну, планирует Анкара и открытие базы в Катаре). Приближение правительственной сирийской армии к турецкой границе может спровоцировать Эрдогана на крайние меры. Понятно, что Россия готовится к подобному развитию событий, не только наращивая свое военное присутствие в Сирии. Несомненно, с этими турецкими планами связаны российские военные учения в Черном и Каспийском морях, приведение в рамках внезапной проверки войск Южного военного округа РФ в полную боевую готовность.
На что в этой ситуации будет толкать Эрдоган Алиева? И как далеко посмеет зайти Алиев ради брата-Эрдогана?