Кризис российско-турецких отношений развивается по нарастающей. Периодические заявления турецких официальных лиц о, якобы, желании нормализовать отношения с Москвой и даже слезные просьбы президента Эрдогана о встрече с Путиным идут вразрез с практическими шагами Анкары. В конце января Турция, вновь не предъявляя каких-либо доказательств, заявила о нарушении российским самолетом своего воздушного пространства, несмотря на неоднократные предупреждения на русском и английском языках. Для вящей убедительности в турецких ВВС был объявлен “оранжевый” уровень тревоги, что означает состояние “полной готовности ко всему”, при котором летчики принимают решение об открытии огня без согласования с командованием.
Минобороны России эти обвинения решительно отвергло и заявило, что располагает неопровержимыми доказательствами того, что Турция обстреливает сирийские приграничные населенные пункты из крупнокалиберной артиллерии. Как заявил официальный представитель ведомства генерал-майор Игорь Конашенков, Минобороны получило соответствующее видео от представителей сирийской оппозиции. Согласно МИД Сирии, турецкие военные вели артобстрел селений приграничного района Джебаль Атера на севере провинции Латакия, в результате чего есть пострадавшие среди мирного населения. Анкара объясняет свои действия борьбой с террористами, но эксперты считают, что военная агрессия Турции может быть направлена на защиту подконтрольных ей боевиков.
В свою очередь МИД России опроверг заявление Анкары о передаче Москве по военным каналам данных о нарушении турецкого воздушного пространства российским самолетом.
3 февраля Турция отказывает России в наблюдательном полете над своей территорией в рамках договора об открытом небе. Полет предполагал наблюдение районов на границе с Сирией и аэродромов, где сосредоточена авиация НАТО, и Анкара загодя не объявляла о каких-либо предусловиях или ограничениях на этот маршрут. Отказ прозвучал после приезда российской миссии в Турцию со ссылкой на распоряжение МИД Турции. В Москве этот отказ расценили как “создание опасного прецедента неконтролируемой военной деятельности”.
При этом член НАТО Турция, с одной стороны, апеллирует к Альянсу, требуя в соответствии с Уставом организации защитить ее от “российских посягательств”, с другой — пытается переложить на Брюссель вину за эскалацию напряженности в отношениях с Россией. Если Эрдоган в разговоре с послом России в Анкаре позволяет себе высказываться от имени НАТО в том плане, что эскалация несет только вред как России, так и отношениям Россия-НАТО, то провластные турецкие политологи то и дело вбрасывают в российские СМИ утверждения о том, что именно НАТО толкает Эрдогана на антироссийские действия. В Брюсселе на выкрутасы Анкары особо не реагируют, отделываясь заявлениями о том, что Альянс не уполномачивал Эрдогана говорить от его имени и вообще вести переговоры с Россией. Российские же эксперты с тревогой говорят о попытках подвести Россию к лобовому столкновению — по мнению одних, с НАТО, по мнению других — с Турцией. Сходятся они в одном — в развитии ни одного из названных сценариев Россия не заинтересована. Но ответа на вопрос, что делать, как выходить из создавшейся ситуации, ни у кого нет.
Все это происходит на фоне успешно развивающегося наступления правительственных войск Сирии при поддержке Воздушно-космических сил России. Так, армия Башара Асада провела успешную операцию по снятию четырехлетней блокады с двух шиитских городов Нобуль и Эз-Захра, сообщает ТАСС со ссылкой на Аль-Маядин. РИА Новости со ссылкой на свои источники отмечает, что “террористы под давлением штурмовых отрядов и артиллерии покинули эти населенные пункты, однако окраины городов пока обстреливаются минометными снарядами и самодельными ракетами.
Сообщается также, что армия Асада при поддержке отрядов ополчения отрезала главные пути снабжения сирийской оппозиции боеприпасами и подкреплением из Турции.
Лояльные Асаду силы уже наносят удары по Алеппо, очень важному со стратегической точки зрения городу, сообщает Gazeta.ru со ссылкой на бывшего посла России в арабских республиках, директора Центра партнерства цивилизаций МГИМО Вениамина Попова.
Алеппо — ключевой город для противостояния сирийских властей и оппозиции. Взяв его, войска Асада получат выход на север, к границе с Турцией. Через нее, в свою очередь, проходят важные пути снабжения для целого ряда сирийских оппозиционных боевых групп, а также “Исламского государства”. 3 февраля появились сообщения, что армия Асада отрезала Алеппо от северных путей снабжения, фактически взяв город в кольцо, отмечает издание.
Успешное продвижение сирийской правительственной армии при поддержке ВКС России стало поводом для приостановления до 25 февраля начавшихся в конце января в Женеве переговоров по урегулированию в Сирии. Представители сирийского оппозиционного Высшего комитета по переговорам (ВКП), которых США еле-еле уговорили принять участие в женевских переговорах, покинули Женеву, заявив, что не вернутся, пока не будет достигнут прогресс на земле. Неудивительно, ведь именно представители ВКП во главе с Риядом Хиджабом изначально выдвигали предусловие — обсуждение конфликта не начнется до тех пор, пока Россия не прекратит бомбардировки сирийских территорий, утверждая, что Россия бомбит оппозицию вместо того, чтобы бомбить “Исламское государство”. Вдвойне неудивительно, ибо делегацию ВКП поддерживают Саудовская Аравия и Турция. Глава делегации Дамаска, постпред страны при ООН Башар Джаафари заявил, что инструкции выйти из переговоров оппозиция получила от Саудовской Аравии, Катара и Турции.
Ответ Москвы не заставил себя долго ждать. “Не вижу оснований, почему операция ВКС РФ в Сирии должна прекратиться, пока не побеждены террористы”, — заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. По его словам, главная проблема в том, что российский список террористических организаций в Сирии не совпадает со списком антитеррористической коалиции во главе с США. Россия предлагала США и их союзникам по коалиции согласовать список целей и мест, по которым можно наносить ракетные удары, однако “наши партнеры продолжают избегать прагматичного диалога, который мы предлагали с самого начала, и это, конечно, подозрительно”, сказал глава МИД РФ. Если сирийская оппозиция не откажется от предварительных условий, весь женевский процесс будет замкнут на вопросе, какие группировки в Сирии считать террористическими. В Женеве Россия и США не готовы обсуждать террористов. Это будет возможно только 11 февраля, на встрече группы поддержки по Сирии в Мюнхене, заявил Сергей Лавров.
Между тем, спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура по итогам встречи с эр-риядской группой оппозиции Сирии заявил, что причиной приостановки переговоров стало то, что стороны сосредоточились на обсуждении процедурных вопросов, а не на решении конкретных задач по облегчению гуманитарных проблем сирийского народа, сообщает ТАСС. При этом де Мистура опроверг предположение, что сложности могут быть вызваны продолжающимися в Сирии военными операциями, в том числе России. “Эти вопросы не обсуждались”, — отметил он.
В эти дни де Мистура находится в Лондоне, где проходит конференция по гуманитарной поддержке сирийского народа. “К следующему раунду я надеюсь на поддержку СБ ООН и Международной группы поддержки Сирии”, — указал он.