Перманентно выражаемое официальным Баку недовольство деятельностью сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху фактически подошло к своему апогею. На смену обвинениям Москвы, Вашингтона и Франции в, якобы, проармянской позиции и в нежелании надавить на Ереван, дабы вынудить его принять условия Баку, пришло абсурдное заявление Ильхама Алиева о дискриминации сопредседателями Азербайджана по (?!) религиозному признаку.
“Очень сожалею, что сопредседатели Минской группы… стремятся не к урегулированию, а к замораживанию конфликта. Их сегодняшняя деятельность абсолютно бессмысленна. Они не только не оказывают давления на Армению, но и защищают ее от возможных проблем. Посмотрите, к чему привела их провокационная деятельность на последних слушаниях в Совете Европы. Спрашивается: кем они себя возомнили? То есть будут оказывать давление на все международные организации? Давать указания всем международным организациям? …Совет Европы — международная организация. Конечно, там есть разные люди. Есть люди, занимающие антиазербайджанскую позицию, достаточно много исламофобов. Есть те, кто вообще солидарны с Арменией, связаны с армянским лобби. Я был членом организации, знаю это. Но эта организация вынесла сейчас этот вопрос на повестку дня. Сопредседатели Минской группы оказывают на них давление, чтобы этот вопрос не рассматривался. Именно из-за этой провокационной деятельности нам не хватило 4 голосов для принятия резолюции. …Я говорил и говорю им в лицо. Сегодня говорю об этом открыто, чтобы знала и общественность. Им принадлежит самая большая роль в том, что вопрос не решается. Почему? Потому что имеют место двойные стандарты. В чем причина? Спрашиваешь — ответа нет. Это тоже своего рода тактика. Когда вопрос не устраивает, на него не отвечают. Но мы знаем ответ — двойные стандарты. Здесь играет роль религиозный фактор. Мы — мусульмане, поэтому к нам относятся с позиции двойных стандартов. Особенно в нынешний период, когда исламофобия в Европе достигла пиковой отметки”, — заявил Алиев на встрече с азербайджанской молодежью, комментируя тот факт, что на зимней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы евродепутаты, вняв призыву сопредседателей МГ ОБСЕ не вмешиваться в процесс карабахского урегулирования, отклонили лоббируемый Баку доклад британского депутата Роберта Уолтера “Эскалация насилия в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана”.
Мы немало писали о том, что Баку изначально стремился придать азербайджано-арцахскому конфликту оттенок религиозного противостояния в надежде заполучить поддержку мусульманских стран, а также исламистских радикалов, включая представителей так называемого “террористического интернационала”. Кто только не воевал на стороне Азербайджана в начале 1990-х годов — несколько тысяч пакинстанских боевиков, афганских моджахедов, чеченские отряды во главе со своим лидером Шамилем Басаевым и полевым командиром Хаттабом. Однако азербайджанцам это не помогло. По признанию Басаева, они “пришли воевать за Карабах, за идею джихада, однако, когда прибыли на место и увидели ситуацию, то поняли, что здесь нет ни одного признака джихада”. И вообще, по его словам, в Карабахе воевать было нецелесообразно — “азербайджанцы не умеют, армян не победишь”.
Нет сомнений, что при возможности Баку не преминет вновь использовать террористические организации в своей войне против Арцаха и Армении. Азербайджанцы, сотнями воюющие на стороне т.н. “Исламского государства” (ИГ) в Сирии, и не скрывают этого, когда рассуждают о вероятности новой войны в Арцахе. Приведенное же выше заявление Алиева призвано положить начало “дипломатическому джихаду”.
В принципе, учитывая попытки Азербайджана использовать в своих целях Организацию исламской конференции и другие исламские организации, он ведется уже давно. Сегодня на фоне роста антиисламских настроений в Европе, которую благодаря налаженному Турцией “экспорту беженцев” наводнили не только реальные беженцы из охваченных войнами Сирии, Ирака, других стран Ближнего Востока, а также из Африки, но и просочившиеся под видом мигрантов члены ИГ и других террористических организаций, Алиев, видимо, решил, что настал подходящий момент разыграть эту карту уже против стран-сопредседателей МГ, с которыми у Азербайджана складываются, мягко говоря, непростые отношения далеко не только и не столько из-за карабахской проблемы.
К примеру, напряг с Москвой возник из-за кризиса в российско-турецких отношениях, где Баку принял сторону Анкары. С США и Европой, с Западом, — из-за аховой ситуации с правами человека в Азербайджане. И уж вовсе не из-за Арцаха МВФ и Всемирный банк отказались выдать Азербайджану кредит в $4 миллиарда. Как передает Turan, в ответ на просьбу о предоставлении кредитов перед Азербайджаном было выставлено пять требований: широкая приватизация, сокращение госаппарата, реальная судебная реформа, замораживание зарплат, пенсий и госрасходов, вступление в ВТО. Из этих пяти условий азербайджанское правительство согласилось лишь с первыми двумя, вследствие чего международные структуры выдачу кредитов считают невозможной.
Впочем, Баку это не интересует. Проблема Арцаха для Азербайджана — щит для отражения критики любого рода: она “мешает” развитию демократии, ненефтяного сектора, экспорта, здравоохранения и т.д. и т.п. Проблема Арцаха “помешала” Азербайджану даже в подписании Соглашения об ассоциации с ЕС, ибо, по словам Алиева, “в документе отсутствовала справедливая позиция по нагорно-карабахскому конфликту”. Якобы. На деле Баку, судя по публикациям азербайджанских СМИ, испугался возможной негативной реакции Москвы. От вступления же в Евразийский союз Азербайджан удерживает страх перед “западным кнутом” в виде “цветной революции”. В общем, долго и нудно лавируя между мировыми центрами силы, Баку в итоге пришел к провалу в отношениях со всеми и уповает теперь на поддержку мусульманских государств. Прежде всего Турции, о внедрении которой в сопредседательство Азербайджан мечтает уже давно. Понятно, что Армения этого не допустит и заблокирует любые попытки Азербайджана, а без согласия всех сторон изменение формата сопредседательства невозможно. Но в контексте заявления Алиева стоит напомнить, что рядом есть еще и Иран, который с 1990-х годов периодически предлагает и Баку, и Еревану свои посреднические услуги. Правда, в отличие от Турции, Иран не является членом ни ОБСЕ, ни Минской группы по Карабаху, но это обстоятельство вряд ли удержит его от ответных шагов в случае повышения роли Анкары в азербайджано-арцахском конфликте и в регионе в целом. Тем более, что после снятия санкций Иран начал активно налаживать и восстанавливать связи с западными странами и структурами. Совсем недавно Тегеран вновь выступил с предложением о посредничестве в вопросе Арцаха, а в конце января замминистра иностранных дел России Григорий Карасин обсуждал с иранским коллегой Ибрагимом Рахимпуром в числе других региональных и глобальных вопросов и проблемы нагорно-карабахского урегулирования. Отмечу кстати, что задолго до урегулирования иранской ядерной проблемы представители США в МГ ОБСЕ отмечали важность по меньшей мере информирования Тегерана о ходе переговоров по карабахскому урегулированию.
Если заявление Алиева связано с желанием вывести процесс карабахского урегулирования из-под эгиды не только Минской группы, но и ОБСЕ вообще, то проще было бы прямо об этом заявить, не говоря о том, чтобы сделать этот шаг. Но Алиев прекрасно понимает, чем для него лично и для Азербайджана это чревато. Посему заявление президента Азербайджана на данный момент — очередная попытка шантажа посредников. Сопредседатели, кстати, на этот абсурд даже не отреагировали.
Зато члены делегации Азербайджана в ПАСЕ по обыкновению приняли заявление своего президента как руководство к действию. Небезызвестная Ганира Пашаева призвала МИД Азербайджана “разобраться со Словакией”, члены делегации которой проголосовали против доклада Уолтера. “Посол этой страны в Азербайджане должен быть вызван в МИД, и ему нужно выразить протест. Кроме того, расследованием этого вопроса должно заняться наше посольство в Словакии”, — заявила Пашаева.
Судя по всему, свой “дипломатический джихад” Азербайджан начнет с ПАСЕ.