Как уже сообщала “РА”, 26 января в Парламентской ассамблее Совета Европы состоялось голосование по докладу британского депутата Роберта Уолтера “Эскалация насилия в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана”, который европейские парламентарии отклонили. А вот второй антиармянский доклад боснийского депутата Милицы Маркович “Население приграничных районов Азербайджана намеренно лишают воды” удостоился одобрения 98 депутатов.
Процесс, протекавший в ПАСЕ в последние месяцы, наглядно показывает, что большинство депутатов этой международной организации весьма отрицательно настроены в отношении Армении и армянского народа. Более того, инициирование, а затем и включение в повестку сессии двух антиармянских докладов доказало, что львиная доля европарламентариев, беря на себя столь ответственную миссию, не доставляют себе труда хотя бы ознакомиться с сутью вопросов, историей конфликтующих народов. По мнению многих аналитиков (и не только армянских), именно в таком положении находится в данный момент эта международная структура: ныне там представлены и люди, для которых важна не справедливость и истина, а сиюминутная личная выгода. Об этом свидетельствуют публикации и мировой прессы о том, что в ПАСЕ преобладает нефтедолларовая политика.
Вдобавок ко всему сказанному 25 января главой организации избран испанский депутат Педро Аграмунд, имя которого ранее упоминалось в связи с коррупционными связями с администрацией президента Азербайджана Ильхама Алиева. Будучи содокладчиком по Азербайджану, он в упор не замечал имевшие место в этой стране политические репрессии… Обстоятельство, которое в эти дни вспомнила Европейская пресса. Немецкая Deutsche Welle, в частности, пишет, что “будучи содокладчиком по Азербайджану, взамен дорогих подарков Педро Аграмунд “не замечал” репрессии в этой стране”. Газета коснулась двусмысленных и противоречивых заявлений Аграмунда в связи с кризисом в Украине и долгое время продолжавшейся “икорной дипломатией” со стороны Азербайджана, отмечая, что Аграмунда весьма трудно назвать “любимчиком прессы”.
Несколько лет назад организация “Инициатива стабильности Европы” обвинила Аграмунда в коррупционных деяниях, представив его одним из трех депутатов ПАСЕ, с удовольствием пользующихся “икорной дипломатией” Азербайджана. Выражение “икорная дипломатия” впервые было использовано в докладе организации “Инициатива стабильности Европы” относительно нарушений прав человека в Азербайджане. Речь шла о том, как официальный Баку, чтобы “закрыть глаза” на попрание прав человека, дорогими подарками затыкает рот Совету Европы. И теперь этот человек до 2018 года будет возглавлять Парламентскую Ассамблею Совета Европы, рот которой, по утверждению авторитетной Deutsche Welle, официальный Баку затыкает дорогими подношениями…
По всей вероятности, само зарождение идеи антиармянских докладов изначально связано не только с “икорной дипломатией” Азербайджана, но и ставшими уже очевидными противоречиями ПАСЕ — ОБСЕ, которые, вне всякого сомнения, в период председательства Аграмунда еще более углубятся. Дело в том, что ОБСЕ, в лице ее Минской группы, уже долгие годы занимаясь проблемой мирного урегулирования карабахского конфликта, пользуется, в отличие от ПАСЕ, немалым авторитетом в регионе, и последняя решила восполнить этот пробел за счет армянского народа.
И не правы те люди, аналитики, которые полагают, что доклад Маркович неравноценен докладу Уолтера: мол, первый носит сугубо социально-гуманитарный характер, тогда как второй — сугубо политизированный.
Если рассматривать доклад Уолтера, как попытку вмешательства в урегулирование карабахской проблемы (подобным мандатом, напомним, наделена исключительно МГ ОБСЕ), и в котором нашли место чаяния Азербайджана, полностью отвергающие предложения Минской группы, то доклад Маркович содержит не менее резкие формулировки. Оставим в стороне тот факт, что он изобилует противоречиями. Хотя бы одно лишь то обстоятельство, что, не имея под рукой ни одного документа, свидетельствующего об опасности эксплуатации Сарсангского водохранилища, ПАСЕ с подачи госпожи Маркович требует доступа на его территорию независимых специалистов для проведения скрупулезных исследований — ведь если не было изучений, о какой опасности вообще может идти речь, тем более, что госпожа Маркович вообще не удосужилась побывать в Нагорном Карабахе, соответственно, все написала под диктовку Азербайджана.
Обратим внимание на п.7 и 7.1 резолюции, которыми ПАСЕ требует незамедлительного вывода армянских вооруженных сил из указанного региона. Что это, если не прямое политическое вмешательство в процесс урегулирования конфликта (читай — миссию МГ ОБСЕ), и неужто европарламентарии настолько наивны, что не осознают: вывод армянских ВС в данный момент означал бы эскалацию конфликта, изменение соотношения сил в пользу Азербайджана. Кстати, в каком бы аспекте ни рассматривался доклад — все в пользу Азербайджана. Начиная буквально с названия, он провокационен, тенденциозен. Складывается впечатление, что предпринимаются все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы еще более обострить ситуацию. Что выиграет от этого Европа, точнее, данная европейская структура, трудно предположить. Однако совершенно очевидно, действует она предвзято, решения принимает односторонние. Более того, в п.8 резолюции имеется мысль о применении санкций в отношении Армянской делегации в ПАСЕ, которая не оказала Маркович помощи в составлении антиармянского доклада. А о том, что он в любом случае был бы антиармянским, сомнений не было изначально — об этом говорит уже само название документа, весьма, повторим, провокационное и совершенно далекое от действительности. Если бы госпожа Маркович хотя бы поверхностно ознакомилась с историей карабахского конфликта, то знала бы, что карабахская сторона неоднократно предлагала Азербайджану совместно использовать воды Сарсангского водохранилища. Либо знала, но сделала вид, что ничего не знает. Во всяком случае, никакого упоминания об этом в докладе нет.
Излишне говорить, что в сложившейся ситуации следует винить делегацию Армении: повторяем, в данный момент ПАСЕ, в ее нынешнем составе, работает, фактически, под диктовку Азербайджана — получается, против Армении и армянского народа.
Что же касается совместного использования Сарсангского водохранилища, то, как и годы назад, карабахская сторона готова сотрудничать с азербайджанской стороной. “Мы готовы сотрудничать с азербайджанской стороной в вопросе использования водных ресурсов Сарсанга, однако Баку, не соглашаясь на сотрудничество в каком бы то ни было формате, фактически, сам создает проблемы для своих сельчан. К сведению: воды Сарсанга и сегодня текут в сторону азербайджанской территории, однако причиной недовольства служит то, что в начале года мы начинаем процесс накопления воды в водохранилище для задействования ГЭС… То есть проблема сугубо технического характера, и без политической воли Баку решить ее не представляется возможным”, — сказал буквально на днях в интервью одной из армянских газет премьер-министр НКР Ара Арутюнян.