Чемпионка Армении по шахматам 2016 года Мария Геворгян в корне не согласна с утверждением о том, что женские шахматы изжили себя. Впрочем, она признается, что при определенных обстоятельствах готова сменить профессиональную сферу и попробовать силы на ином поприще.
— К этому успеху вы продвигались целых три года и только теперь впервые стали чемпионкой страны. Чего же прежде не хватало для победы?
— Мне трудно однозначно ответить на этот вопрос, поскольку причины всегда были разные. Например, в 2014 году я только по разнице дополнительных показателей не дотянула до первого места. А в прошлом году просто не смогла сконцентрироваться на борьбу, так как незадолго до чемпионата скончался мой дедушка (известный армянский спортивный журналист Дереник Григорян. — Г.Н.). Правда, я все же победила в заключительных шести партиях, но исправить ситуацию не успела. Теперь же с психологическим состоянием и настроем проблем не возникло. Пожалуй, этим и обусловлена моя победа.
— В ходе турнира вы потеряли всего пол-очка. Не жалко, что не удалось финишировать со стопроцентным результатом?
— Такая возможность была вполне реальной. Однако ничья в партии предпоследнего тура против Анны Айрапетян досрочно обеспечивала мне звание чемпиона. Я решила, что не стоит идти на неоправданный риск, и спокойно довела встречу до ничейного результата. Излишняя нервотрепка на финише турнира была ни к чему.
— Насколько я понял, вы не причисляете эту партию к сложнейшим для себя встречам на чемпионате?
— Определенная напряженность, конечно, присутствовала. Но, думаю, мне удалось найти верное решение. Более того, в эндшпиле моя позиция выглядела предпочтительнее, однако мысль о том, что ничья вполне устраивает меня, не выходила из головы. А сложнейшей была, пожалуй, стартовая встреча с рейтинг-фаворитом чемпионата — Армине Бабаян. Я знала, что она неплохо выступила на последних турнирах и потому очень волновалась. Честно говоря, от своей соперницы ожидала более сильной игры. Тяжелое соперничество развернулось и в поединке с Сирануш Гукасян.
— Благодаря завоеванному титулу, вы впервые будете включены в состав женской национальной сборной страны. Готовы ли конкурировать за место в составе?
— Я не думаю, что в сборной существует конкуренция, учитывая, что Элина Даниелян и Лилит Мкртчян заслуженно удерживают позиции лидеров. Да и Лилит Галоян уже много лет играет за команду и также выделяется достойной игрой. Так что мне остается помочь им усилить сборную. Думаю, в плане личного общения проблем не возникнет, так как у меня теплые отношения со всеми девочками.
— Давайте вернемся к истокам. Как вы начали заниматься шахматами?
— Впервые к этому удивительному миру приобщилась еще в 3-летнем возрасте. Конечно, наводку дал дед, но я только благодарна ему за это. Думаю, вначале он пожалел по этому поводу. Помню, как он усталым возвращался с работы, а я тут как тут с шахматной доской под мышкой. Впрочем, иногда дед все же отмахивался, и тогда я наседала на гостей, требуя, чтобы они сыграли со мной хотя бы партию. В шахматную школу меня записали в 7,5 лет. Сначала несколько месяцев посещала кружок в так называемом Дворце пионеров, а затем меня перевели в спортшколу, действующую в юго-западном массиве. Именно там первым моим наставником стал Роман Акопов. Впоследствии я начала заниматься в Шахматной академии, став одной из первых ее выпускниц. Уроки шахматного мастерства мне преподавали также Вааг Хачатрян и Арсен Егиазарян. Сейчас тренируюсь в шахматной школе Эребуни у Грайра Симоняна.
— А другие виды спорта не привлекали вас?
— Почему, я вполне могла стать и теннисисткой. Очень любила этот вид спорта, но, как видите, проявила себя в шахматах. Но теннис остается моим хобби, и теперь при возможности с удовольствием беру в руки ракетку.
— Несколько лет назад известная венгерская шахматистка Сюзан Полгар включила вас в число десяти самых перспективных шахматисток Европы. Выбор, что и сказать, обязывающий. Вас даже пригласили на международный сбор. Вам поступали новые приглашения?
— Эта программа предусмотрена для шахматисток в возрасте до 20 лет. Я же в прошлом году перешагнула этот рубеж, и поэтому больше не приглашалась. Но тот сбор вспоминаю с теплотой, тем более и похвастаться есть чем. Имея самый низкий рейтинг среди 10 избранных, мне удалось сенсационно занять 2 место на турнире по быстрым шахматам, организованном в рамках сбора. Это было очень поучительно.
— Недавно Левон Аронян в одном из интервью заявил, что, по его мнению, женщины должны перестать соревноваться друг с другом и участвовать в мужских соревнованиях. Вы согласны с утверждением, что женские шахматы являются неперспективной затеей?
— Думаю, упразднение женских соревнований будет неверным шагом. Я согласна, что мужские шахматы намного привлекательнее, но различие полов проявляется и в других сферах жизни. Так что это не решение проблемы. Нам с детства внушают, что девочки по аналитическим данным уступают мальчикам и плохо ориентируются в сложных ситуациях. Но мне кажется, что неправильно распространять такой стереотип на всех представителей слабого пола. Не спорю, мужчины играют более самоуверенно и сконцентрировано, умеют скрывать эмоции. А девочки от природы являются эмоциональными.
— Вам приходилось сталкиваться с проявлениями эмоций во время партии?
— В детском возрасте было несколько таких случаев, когда соперницы из-за проигрыша впадали в истерику. Во взрослых шахматах с таким явлением не сталкивалась. Впрочем, кто-то может всплакнуть из-за допущенного промаха, но это уже из разряда женских хитростей. А вообще, все спортсмены тяжело переносят поражения. Ведь спорт — это соперничество, главным итогом которого является победа.
— Кто является вашим кумиром в мировых шахматах?
— В этом вопросе еще не определилась, но мне очень нравится стиль игры знаменитого американского гроссмейстера Роберта Фишера. В его времена не было компьютеров и приходилось полагаться исключительно на талант, трудолюбие и творческий подход.
— Вы представляете свое будущее в шахматах?
— Не люблю строить далеко идущие планы. В этом году первоочередной задачей для меня является выполнение нормы гроссмейстера. Мне также предстоит выступить на индивидуальном чемпионате Европы. Очень хочется попасть в число 14 лучших, которые получат право участия в розыгрыше Кубка мира. Признаться, подумываю и про учебу за рубежом. Если удастся реализовать этот план, то, скорее всего, буду специализироваться в юрисдикции и программировании.