Проблемы в российской экономике создают вызовы для платежного баланса Армении, особенно в связи со снижением на 30% поступающих в нашу страну частных трансфертов, что обусловлено существенным изменением курса российской валюты. Такую оценку нынешней экономической ситуации дал в беседе с нами доктор экономических наук, профессор Ашот Тавадян, пояснив, что “утяжеление” армянского драма не только по отношению к рублю, но и национальных валют региона и даже евро привело к подорожанию армянской продукции в иностранной валюте и, соответственно, к снижению ее конкурентоспособности.
В итоге, экспорт местной продукции в Россию в долларовом выражении сократился в прошлом году на 28%, хотя в физических объемах изменений почти не наблюдается. Параллельно снизились мировые цены на цветные металлы. Так, цена на медь на международных рынках упала на 23% — с 5660 долларов за тонну до 4360 долларов. Впрочем, это падение наша страна компенсировала некоторым образом за счет роста объемов экспорта.
“Однако надо отметить, что эти вызовы были бы намного ощутимей, если бы Армения не вступила в Евразийский экономический союз. К примеру, пришлось бы платить дополнительные таможенные пошлины при ввозе продукции в Россию, что снижало бы конкурентоспособность местных товаров на этом рынке, а наш экспорт из-за этого сократился бы намного больше, чем 28%. Плюс к местной продукции применялись бы санитарные ограничения, что в целом привело бы для нашей страны к потере в 100 млн долларов, — проанализировал ситуацию г-н Тавадян. — В то же время потери от трансфертов из-за ограничений на рынке труда могли бы достичь 500 млн долларов. Не говоря уже о том, что в случае невступления Армении в ЕАЭС пришлось бы платить 30-процентную экспортную пошлину за поставляемый Россией газ, которую платят другие страны. И в этом случае вместо нынешних 400 млн долларов в год потребовалось бы доплачивать еще 150 млн долларов. В итоге, суммарный ущерб для экономики Армении составил бы порядка 1 млрд долларов — такова была бы цена невступления нашей страны в ЕАЭС”, — подсчитал экономист.
Кроем того, по словам г-на Тавадяна, в прошлом году от общего сбора таможенных пошлин в рамках ЕАЭС на долю Армении пришлось 1,13%, что в цифровом выражении составляет более 200 млн долларов. Эта сумма превышает объем сбора таможенных пошлин в бюджет Армении по линии импортируемых товаров из стран ЕАЭС, который имелся еще до вступления нашей страны в ЕАЭС.
Для выхода из сложившейся непростой экономической ситуации эксперт предлагает работать над снижением цен на энергоносители и попытаться перейти на расчеты в российских рублях.
“При четком выполнении ключевых статей Договора о создании ЕАЭС явно целесообразен переход в странах ЕАЭС на расчеты в рублях в торговле стратегическими товарами и отказ к привязке к доллару, что позволит интенсифицировать взаимные расчеты в национальных валютах и сократить долларизацию. Ведь взаиморасчеты в национальных валютах прямо способствуют проведению согласованной и более рациональной политики плавающего курса”, — высказал свою точку зрения наш собеседник.
Кстати, снижение уровня долларизации целесообразно для всех стран ЕАЭС. Ведь снижается потребность не только в долларах, но и затраты на ее фактически двойную конвертацию. К примеру, по газу Армения выплачивает российской компании “Газпром” порядка 400 млн долларов в год, при том, что этот газ у нас продается в драмах. В то же время Армения из России получает трансфертов примерно1,5 млрд долларов ежегодно, в основном в российских рублях. При данной схеме взаиморасчетов, объясняет г-н Тавадян, подавляющая часть суммы через банки направляется в Россию и там конвертируется на биржах в доллары. В этом случае, для того, чтобы заплатить за газ, приходится дважды конвертировать валюту, неся соответствующие затраты.
Для самой же России переход на взаиморасчеты по стратегическим товарам в российских рублях соответствующим образом снизит спрос на доллары на своих биржах, а заодно существенно повысит потребность в российских рублях в странах ЕАЭС. Это не только будет способствовать стабилизации российского рубля, полагает наш собеседник, но и приведет к четкому выполнению требований Договора о ЕАЭС. А в дальнейшем создаст практическую основу для перехода на взаиморасчеты на национальной валюте по всему товарообороту ЕАЭС и сформирует практические предпосылки для введения единой валюты в странах ЕАЭС.
Среди внутренних вызовов свою весомую роль играет также ставка рефинансирования, которая, по словам г-на Тавадяна, по-прежнему держится в Армении на довольно высокой планке при низкой инфляции и низком уровне монетизации экономики. Как результат, мы теряем по экспортным объемам, даже несмотря на вхождение в ЕАЭС. Однако, согласно статистической базе данных Trading Economics, инфляция в Армении в 2015 году составила -0,1%, а ставка рефинансирования установлена в размере 8,75%. При таком соотношении нынешняя ставка рефинансирования в Армении получается одной из самых высоких в регионе, что не способствует повышению конкурентоспособности армянских товаров и увеличению экспорта.
“Согласно новой Конституции, цель Центрального банка сводится не только к обеспечению стабильности цен, но и финансовой стабильности в целом. Поэтому деятельность регулятора нужно привести в соответствие с требованиями основного закона”, — констатировал экономист.
Коснулся г-н Тавадян и внешних вызовов, стоящих непосредственно перед ЕАЭС. На нынешнюю ситуацию в странах Евразийского союза значительно повлияли структурная составляющая экономики, применяемые к России санкции со стороны Запада, а также положение с ценами на нефть. В итоге, слабая диверсификация экономики и уровень развития инноваций и предпринимательства сделали Россию и Казахстан, ВВП которых составляет примерно 95% ВВП ЕАЭС, чрезмерно зависимыми от углеводородного сырья. Сокращение бюджетных доходов в валюте, снижение покупательной способности в России и Казахстане и падение инвестиций привели к тому, что в этих странах понизился спрос на экспортируемую готовую продукцию из других стран ЕАЭС, а также снизились трансферты, получаемые из России. Тут свою роль сыграло и понижение курса рубля и тенге.
В этой связи, по мнению эксперта, есть необходимость корректировки приоритетов экономической политики, четкого определения и согласования ее цели, формулирования новой модели развития экономики для стран ЕАЭС и прогнозирования ожидаемых результатов.
“На мой взгляд, со второй половины 2016г. санкции, применяемые по отношению к России, будут сокращаться. Дело в том, что эти санкции снижают импорт инновационной продукции и затрудняют деятельность банковской системы. Но в то же время санкции могут быть стимулом развития инновационной промышленности, причем не только в России, но и в других странах ЕАЭС. Хотя в данной сфере также необходимо, в соответствии с Договором о ЕАЭС, проводить согласованную экономическую политику”, — резюмировал г-н Тавадян.
Статья опубликована 29 января, 2016 14:21
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…