В минувшую субботу, в рамках Программы ЕС и Восточного партнерства “Культура и креативность”, для ряда руководителей и заведующих культурным отделом армянских СМИ был организован семинар. Мероприятие прошло на территории завода Armenia Wine, в селе Сасуник Арагатонской области РА. Семинар включал как рабочую программу, так и экскурсию по заводу — молодому, но уже хорошо себя зарекомендовавшему и успешному отечественному производителю алкоголя.
В рамках семинара национальный координатор программы Нарек Товмасян представил ее цели и задачи. Если вкратце, то трехлетняя программа “Культура и креативность”, стартовавшая в 2015 году, направлена на поддержку культурных и креативных индустрий, увеличение их вклада в устойчивое гуманитарное и социально-экономическое развитие в Армении, Беларуси, Грузии, Молдове, Украине и Азербайджане. Для реализации программы, бюджет который составляет 4,2 миллиона евро, был выбран консорциум под руководством Британского Совета в партнерстве с Фондом Сорос-Молдова, Национальным центром культуры в Польше и Гете-Институтом. Суть программы “Культура и креативность” — посредством реальных проектов донести до мира важную мысль о роли и важности культуры для устойчивого развития. В рамках программы запланированы следующие темы: в частности, управление проектами, культурное лидерство, исследования в области культуры, расширение аудитории, культурная журналистика и развитие потенциала в сфере коммуникации. Среди ее приоритетов — формирование общего плана действий, взаимовыгодное партнерство, создание благоприятного климата для культуры, обучение, наращивание потенциала креативных и культурных индустрий, продвижение культурных организаций Восточного партнерства в европейское культурное пространство и т.д.
В рамках семинара также выступили эксперт по коммуникациям Программы ЕС и Восточного партнерства “Культура и креативность” Анастасия Нуржинская, а также национальный эксперт в области управления искусства Ника Бабаян, представивший главного ньюсмейкера встречи — бывшего главу Всемирной службы BBC, гуру в области культурной журналистики, сэра Джона Тусу. Г-н Бабаян, в формате интервью, обсудил с гостем и армянскими журналистами основные актуальные проблемы, связанные с культурой и ее освещением в прессе. Стоить отметить, что для представителей СМИ встреча с сэром Джоном — событие по-своему уникальное, поскольку речь идет о человеке, который имеет такой опыт и достижения, что, по словам Ники Бабаяна, “за рубежом по праву считается иконой в области культурной журналистики и менеджмента”. Он почти 12 лет руководил одним из важнейших культурных центров Великобритании Barbican Arts Centre, работал и заведовал рядом различных известных культурных организаций и учреждений. Получив блестящее кембриджское образование, он пришел в ВВС, где прошел путь от стажера до ее руководителя: создатель гигантской британской радиовещательной службы ВВС World Service и основатель телевидения этой службы. Автор ряда популярных книг, посвященных культуре, ее менеджменту, в частности, Pain in the Arts (“Боль в искусстве”).
Сэр Джон, прибывший в Армению со своей супругой — известной писательницей, отметил, что ему очень нравится наша страна: здесь они побывали на каникулах еще три года назад, и “это было незабываемое путешествие”. Он поделился британским опытом в сфере поддержки искусства, говорил с журналистами о значимости освещения культуры в СМИ, о ее огромном потенциале особенно в кризисные периоды и значении для нации в целом.
— Искусство для искусства, или же, как считает британское правительство, культура должна быть полезной, стать инструментом для радости, хорошего образования, благосостояния, экономического развития страны и общин. Этой дискуссии уже 15 лет, и можно сказать, что на данный момент в Великобритании найден баланс: люди поняли, что искусство должно быть превосходным, креативным, и одновременно, полезным.
О том, на что способна культура, свидетельствуют данные последних исследований сферы. Так, сектора культуры и креативности обеспечивают 7% мирового ВВП, с ежегодным прогнозируемым ростом в 10%. Они развиваются намного быстрее, чем сферы обслуживания и производства, и показывают лучшие темпы в плане эффективного создания рабочих мест и их роста в странах Европейского Союза . В частности, обеспечивают рабочими местами 8,3 млн граждан ЕС, совокупный доход которых составляет 558 млрд евро. В 2014 году в Великобритании эти сферы стали источником дохода в размере 11 млн евро в час. Культура и креативность — третий крупнейший работодатель в ЕС: предоставляет в 2,5 раза больше рабочих мест, чем автопроизводители, обеспечивает работой большее число молодежи, чем какой-либо другой сектор, а также оказывает поддержку начинающим компаниям, предпринимательству и инновациям. Кроме того, данные секторы привлекают инвестиции и стимулируют туризм. Например, Миланская выставка мебели и индустрия моды ежегодно привлекают в город 3,5 млн бизнес-туристов, которые ежедневно тратят 350 евро (на питание, проживание и посещение достопримечательностей), что обеспечивает ежегодный доход в 2,5 млрд евро и 80 000 рабочих мест. Только этих статистических данных достаточно для того, чтобы понять: оказывается, можно прекрасно обходиться без природных ресурсов в виде нефти и газа, природных ископаемых и т.д. Армения — музей под открытым небом, где практически каждый уголок — туристический “Клондайк”, источник дохода и инвестиций. Нужно лишь над этим задуматься, по достоинству оценить и грамотно использовать потенциал нашей страны, опираясь на опыт других стран, подключив фантазию и нестандартный подход.
Как рассказал сэр Джон, в годы Второй мировой войны, для поддержки культуры и искусства, в Британии был создан Совет по культуре (Art Council), как средство мотивации людей для продолжения борьбы. Как тут не вспомнить наш Матенадаран, также созданный в годы войны — своеобразный символ и ответ армянского народа на фашистскую угрозу…
“Культура — сущность нации и дает понять людям, кто они и что их объединяет, что означает “нация” и почему так важно быть единой нацией. Ну, а задача СМИ — донести этот мессидж до людей. И даже все природные и политические катаклизмы, войны, происходят в контексте культуры, развитие которой не останавливается, несмотря ни на какие кризисы. Культура, в конечном итоге, единственное, что у нас реально было, есть и останется”, — подчеркнул Джон Туса.
А потому гуру британской журналистики советует постоянно говорить об искусстве и культуре, освещать их значимость. И не обязательно, чтобы это были серьезные, искусствоведческие материалы: культурная журналистика может быть увлекательной и веселой — жизнь знаменитостей, скандалы, мероприятия, новшества и прочее. Общественный интерес будет постепенно нарастать. Еще один совет — не дистанцировать журналистику культуры от других сфер: так как любая область журналистики соприкасается с культурой, искусством и креативными индустриями, освещение в СМИ этих сфер может способствовать росту прибыли во многих других сферах. А вот обособление журналистов, пишущих о культуре от тех, кто пишет, например, об экономике или здравоохранении, может ослабить это положительное влияние.
Другой важный посыл сэра Джона — не уповать только на поддержку государства: как уже было представлено выше, креативные индустрии имеют огромный экономический потенциал, но их развитие происходит в основном за счет творческих идей, которые рождаются у отдельных лиц.
Правительство может лишь оказать помощь в плане стимулирования креативной экономики, например, в виде налоговых льгот. Искусство, как ключевой элемент креативной экономики, должно оставаться независимым, а задача правительства — создавать условия для развития культуры, оказывать поддержку, но не вмешиваться в сам процесс. При этом культура может получить господдержку при содействии СМИ: британская креативная экономика начала получать поддержку от правительства тогда, когда там узнали о ее прибыльности и интересе к ней СМИ.
Слушать советы сэра Джона можно было бесконечно, но, к сожалению, этого не позволил регламент семинара, который, помимо интересного концепта, был еще и очень полезным и информативным. Особого оптимизма придал тезис Тусы о том, что “культуру нужно прививать со школы”: например, английская ребятня должна читать неадаптированного Шекспира (несмотря на его сложный язык), учиться музыке, творчеству. Только так можно вырастить и воспитать яркого и полезного для общества человека.
Если же взять Армению, то получается, что в области культурного и креативного образования нам есть чем гордиться: мы действуем практически по рекомендациям Джона Тусы. В школе у нас проходят такие предметы, как “Шахматы”, “Национальный танец и песня”, в стране действует более двух сотен школ, обеспечивающих творческое образование, а поддержка и обучение талантливых (и не только) детей — в числе приоритетов госполитики. Так что есть надежда, что подготовленное таким образом поколение в недалеком будущем скажет свое веское “слово” и справится с экономическим кризисом посредством самого прекрасного и ценного, что есть у нас, армян, — нашей культуры. Ну, а креативности нашим детям не занимать — они с ней рождаются.
Статья опубликована 27 января, 2016 14:08
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…