Объем денежных трансфертов из России в Армению стремительно вырос за последние месяцы. К такому выводу пришли эксперты Евразийского банка развития, проанализировав данные за восемь месяцев текущего года. Если говорить цифрами, то за отчетный период денежные переводы, поступившие к нам из России, составили порядка 1,9 млрд долларов. Эта сумма примерно в 3,5 раза больше по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем.
«Факторами роста объемов переводов в долларовом выражении стали увеличение числа трудовых мигрантов в России. В целом, за первое полугодие в Россию въехало в 1,6 раза больше трудовых мигрантов, чем годом ранее. Среди факторов роста также денежные переводы самих россиян, плюс укрепление российского рубля к доллару», — отметили эксперты ЕАБР, добавив, что трансграничные денежные переводы из России поддержат в этом году внутренний спрос стран-получателей, главным образом государств ЕАЭС, а также Таджикистана и Узбекистана.
При этом аналитики ЕАБР отмечают временный характер стремительного роста трансграничных переводов. Уже в июле-августе 2022 года, судя по оперативным данным стран, их объем стабилизировался или начал снижаться.
Еще одно наблюдение экспертов банка — это прогрессирующая девалютизация кредитов в государствах-участниках ЕАБР. Доля кредитов в иностранных валютах в банковском портфеле на конец июля этого года снизилась в Армении до 38,6% с 44,2% в декабре 2021 года. В Беларуси тот же показатель снизился до 42,4% с 45%, в Казахстане — до 9% с 10,3%, в Кыргызстане — до 24,7% с 27,9%, в России — до 8,1% с 10,8%, в Таджикистане — до 27,6% с 32,9%.
«Достигнутые уровни приблизились к минимальным значениям (либо даже обновили их) за последние пять лет. Снижение валютной составляющей кредитов в последние месяцы происходит под воздействием укрепления национальных валют к доллару, а в России и Беларуси — в значительной степени из-за изменения валюты обязательств с иностранной на национальную», — пояснили эксперты.
Вопрос в масштабах спада
Однако экономики евразийского региона являются частью мировой экономики и связаны с ней миллионами нитей. Происходящее в мире отражается на темпах роста, состоянии бюджетов, объемах экспорта и доходах населения в нашем регионе. Поэтому, как справедливо указывают аналитики банка, важно понимать как глобальные экономические тренды, так и их возможное влияние на регион.
По мнению главного экономиста ЕАБР Евгения Винокурова, мировая экономика в настоящее время входит в период серьезного стресса. Не утихает глобальный всплеск инфляции, набравший силу еще в 2021 году из-за чрезмерного стимулирования экономик в острый период пандемии центральными банками и правительствами развитых экономик. Цены на энергоносители в августе 2022 года превысили уровень допандемийного 2019 года почти в 2,2 раза и достигли уровней, наблюдавшихся лишь в июне-июле 2008 года. Несмотря на снижение с пиковых уровней в последние месяцы, продовольствие сейчас стоит в 1,6 раза дороже, чем до пандемии, а удобрения — в 2,6 раза.
По словам Е.Винокурова, для борьбы с инфляцией, угрожающей макростабильности и реальным доходам населения, денежно-кредитные регуляторы крупнейших развитых экономик мира все более активно повышают процентные ставки. Это означает, что денежно-кредитная поддержка экономической активности сокращается и в ближайшее время стоит ожидать уже обратного эффекта — монетарная политика начнет сдерживать экономический рост.
«Ужесточение денежно-кредитной политики для борьбы с ростом цен имеет очевидные издержки. Фактически центробанки развитых экономик жертвуют экономическим ростом в краткосрочной перспективе. Это приводит нас к тому, что сценарий рецессии в крупнейших мировых экономиках сейчас является основным. Он реализуется с очень высокой степенью вероятности. Вопрос скорее в масштабах экономического спада, прежде всего в его длительности. В базовом варианте ожидаем, что рецессия будет неглубокой и продлится два-три квартала, а уже во второй половине 2023 года развитые страны перейдут к восстановительному росту. Но не исключено, что жесткость денежно-кредитной политики (то есть рост стоимости денег в экономике) затянет рецессию в ЕС и США на три-пять кварталов — до конца 2023 года», — спрогнозировал главный экономист ЕАБР.
Качание на качелях
На вопрос, почему это может произойти, он пояснил, что если еще не так давно Европейский центральный банк(ЕЦБ) и Федеральная резервная система США (ФРС) заявляли о временном характере повышения инфляции, то сейчас резко переключились на борьбу с ней. Стимулирование экономик в острую фазу пандемии оказалось чрезмернлй, а выход из нек — крайне затянутым.
«Это как качание на качелях: сначала перелет в одну сторону, а затем в другую. В итоге и борьба с разогнавшейся инфляцией может потребовать гораздо более сильного и продолжительного ужесточения монетарной политики. Процентные ставки в развитых странах и так уже на максимумах за многие годы, а цикл их повышения еще не завершен. Если он окажется продолжительным, а ФРС и ЕЦБ дойдут до пиков пятнадцатилетней давности, то рецессия в США и ЕС может оказаться длительной», — отметил Е.Винокуров
Если риски затяжной рецессии в крупнейших развитых экономиках реализуются, то в перспективе в 2023 году рецессия в крупнейших мировых экономиках может увести мировой спрос на экспортируемые странами региона товары (нефть, газ, уголь, металлы) вниз. Стоимость барреля нефти вполне может снизиться до 60-70 долларов, цена на медь способна опуститься до 5 тыс. долларов за тонну — это минимумы острой фазы пандемии. По оценкам эксперта, упадет спрос и со стороны китайского рынка.Пожалуй, есть одна товарная группа, по которой меньше всего опасений, — это продовольствие. По ней ожидается устойчиво высокий уровень цен.
В то же время в странах-членах ЕАБР аналитики отмечают расхождение инфляционных трендов. Замедление роста потребительских цен в России и ускорение в большинстве других стран-участниц Банка определило движение процентных ставок в противоположных направлениях. Российский Центральный банк последовательно смягчает монетарную политику, а центральные и национальные банки Армении, Казахстана и Таджикистана идут на повышение ключевой ставки. Без изменений пока оставил процентную ставку Национальный банк Кыргызской Республики.
«Дальнейшее снижение стоимости кредитования в России по сравнению с другими странами региона может придать дополнительный импульс притоку в эти государства капитала из России. А это положительно скажется на росте экономик», — заключил главный экономист ЕАБР.