Закончились новогодние и рождественские праздники, а с ними и царившее пару недель на границах Армении и Арцаха с Азербайджаном относительное затишье. Выстрелы, конечно же, звучали и в пред- и в постновогодние дни. Однако не было целенаправленных шквальных обстрелов позиций армий армянских государств, не говоря уже о приграничных населенных пунктах. Несколько тысяч выстрелов с азербайджанской стороны из стрелкового оружия различного калибра уже вроде как и не в счет. И вот 9 января активизировались азербайджанские снайперы. В результате — погиб военнослужащий Армии обороны Арцаха Арамаис Восканян 1996 года рождения.
Действия Баку по новой эскалации напряженности в зоне азербайджано-арцахского конфликта не стали неожиданностью. Изначально взятая Азербайджаном на вооружение милитаристская политика изменений не претерпела и в обозримом будущем вряд ли изменится. Нынешние шаги азербайджанского руководства к тому же являются ответом на усилия международных посредников, выступающих за укрепление режима прекращения огня. Об этом сопредседатели Минской группы ОБСЕ говорили и на встрече президентов Армении и Азербайджана 19 декабря в Берне, и в эти две-три недели относительного затишья в зоне конфликта.
Стороны карабахского конфликта должны соблюдать уже имеющиеся договоренности, направленные на укрепление режима прекращения огня, заявил “Интерфакс” статс-секретарь, замглавы МИД РФ Григорий Карасин. “В последние месяцы мы стали свидетелями активизации вооруженного противостояния с использованием тяжелой артиллерии, крупнокалиберных пулеметов, реактивных установок залпового огня, что повлекло за собой увеличение числа жертв, в том числе среди мирного населения. Такая ситуация не может не беспокоить нас”, — сказал он. Карасин выразил надежду на то, что встреча президентов Армении и Азербайджана в Берне “окажет стабилизирующее воздействие на ситуацию на армяно-азербайджанской границе и линии соприкосновения”.
В США предлагают перейти от призывов к дйствию и принятию жестких мер в отношении Азербайджана как инициатора эскалации ситуации. В первых числах января Комитет по внешним вопросам Палаты представителей Конгресса США провел совместный с американским сопредседателем МГ ОБСЕ Джеймсом Уорликом брифинг, на котором присутствовали более десяти членов Палаты представителей. Председатель Комитета Эд Ройс (республиканец, штат Калифорния) призвал администрацию президента Барака Обамы ускорить осуществление ряда предложений Ройс-Энджел по установлению мира в Нагорном Карабахе.
“Насилие в регионе Нагорного Карабаха достигло апогея за последние 10 лет. Только за последний месяц мы услышали о применении тяжелой техники и артиллерии, что является прямым нарушением режима прекращения огня. Как отметил посол Уорлик, это не “замороженный”, а забытый конфликт, рискующий выйти из-под контроля. Вот почему назрела необходимость убрать всех снайперов, увеличить контингент международных наблюдателей и установить системы локаторов с целью повышения подотчетности и прозрачности в случае каждого нарушения. Любые проявления агрессии должны быть строго осуждены. Чем быстрее администрация президента сможет поддержать нас в вопросе установления порядка, тем быстрее она положит конец убийствам и предотвратит войну”, — заявил Эд Ройс.
Сам Джеймс Уорлик о деталях брифинга, прошедшего в закрытом режиме, распространяться не стал, отметив лишь в своем микроблоге в Twitter, что он благодарен Комитету и его председателю Эду Ройсу за обсуждения по нагорно-карабахскому урегулированию и что они “договорились работать вместе над урегулированием конфликта”.
Стоит напомнить, что предлагаемые конгрессменами меры одобрил Госдепартамент США, который, согласно ANCA, отметил, что “Соединенные штаты выступают за отвод снайперов с линии соприкосновения, увеличение присутствия на этом участке наблюдателей МГ ОБСЕ, а также за предложения относительно размещения специальных систем, определяющих местонахождение вражеской огневой точки, с которой ведется огонь”. Госдеп отметил при этом, что “установить нарушителей режима прекращения огня очень сложно, поскольку на линии соприкосновения нет систем, фиксирующих исходные точки, с которых ведется огонь, следовательно, сопредседателям сложно обвинить какую-либо из сторон в применении силы”.
Однако что именно предпримут США в этом контексте и предпримут ли вообще, сказать пока сложно. Отношения между Вашингтоном и Баку развивались в 2015 году отнюдь не в позитивном ключе. Упорное нежелание режима Алиева отказаться от политики преследования инакомыслящих, правозащитников и журналистов привело к тому, что Хельсинкская Комиссия США, действующая под председательством Криса Смита (штат Нью-Джерси), представила на рассмотрение Конгресса США законопроект, предусматривающий введение санкций в отношении высокопоставленных чиновников Азербайджана. Законопроект также распространится в отношении бизнес-кругов, которые ведут торговлю с США, сотрудников органов безопасности, силовых органов и судебной власти. Документ предполагает введение финансовых санкций, запрет на финансирование со стороны всех американских госорганов проектов азербайджанского правительства, включая даже гуманитарные и медицинские.
Речь в законопроекте также идет о снятии вето с поправки 907 к Закону о поддержке свободы, предполагающей ограничение оказания помощи правительству Азербайджана “по причине введения эмбарго и других агрессивных проявлений в отношении Армении и Нагорного Карабаха”.
Законопроект предполагает введение запрета на деятельность Агентства торговли и развития США (Trade and Development Agency), а также речь идет о фактическом запрете институтам Европейского банка реконструкции и развития на сотрудничество с правительством Азербайджана. Более того, правительству США рекомендуется блокировать все его проекты в ведущих международных финансово-кредитных организациях — МВФ, Всемирном банке и т.д.
Замораживаются все счета правительства Азербайджана, а также счета, которые имеют отношение к интересам членов правительства, их родственников, вдобавок деловых кругов, которые так или иначе связаны с правительством. Накладывается арест на всю недвижимость страны, вводится запрет на деятельность всех бизнес-предприятий Азербайджана за рубежом.
Бывший замгоссекретаря США, директор Института Маккейна по правам человека и демократии Дэвид Крамер в интервью Turan заметил, что, хотя многие в Вашингтоне признают важность Азербайджана в вопросах энергетики и безопасности, однако Азербайджан становится менее надежным партнером даже в этих вопросах из-за роста внутренней нестабильности. “Эта тенденция уже превалирует над вопросами энергетики и безопасности. Предстоящие президентские выборы в США, независимо от того, кто победит, не изменят ситуацию для Азербайджана”, — сказал он.
Крамер особо отметил, что если Алиев хочет оттолкнуть от себя Запад, что он с успехом делает сейчас, то он окажется под большим влиянием и давлением России и Ирана, подчеркнув в этой связи, что Азербайджану следовало бы помнить о существовании не только законопроекта Смита, но и другого акта — Глобального закона Магнитского. “Они оба могут быть применены против госчиновников Азербайджана за нарушения прав человека”, — заявил Крамер.
Не исключено, что с целью обсуждения этих вопросов Ильхам Алиев, по некоторым сообщениям СМИ, получил приглашение президента США Барака Обамы принять участие в Саммите по ядерной безопасности, который пройдет в Соединенных Штатах в конце марта-начале апреля. Однако официальные лица в Вашингтоне пока эти сообщения не комментируют, вероятно, ожидая определенных мессиджей от Алиева.
Не уверена, что у последнего так уж много времени на “раздумье”. Геополитические процессы развиваются очень, даже слишком быстро. Алиев это понимает. Неспроста на первом в наступившем году заседании правительства он выразил сильную обеспокоенность обострением турецко-российских отношений, а также нарастающим конфликтом между Ираном и Саудовской Аравией. Сдержанность в выражениях не позволила скрыть внутреннюю растерянность и даже страх перед надвигающимися геополитическими и региональными перипетиями с последующими изменениями и предстоящим выбором. Даже замусоленные донельзя обвинения в адрес Армении в связи с неурегулированностью азербайджано-арцахского конфликта прозвучали на заседании неуверенно и неубедительно. Видимо, дают о себе знать не только внешние угрозы, но и разразившийся в Азербайджане вследствие падения мировых цен на нефть и обесценивания маната экономический кризис, приведший, помимо прочего, к сокращению наполовину военного бюджета страны, и внутриполитические проблемы. Так что, эскалация ситуации в зоне конфликта для Алиева — в том числе один из способов отвлечения внимания населения Азербайджана от существующих проблем. Малоэффективный, но, видно, другие методы азербайджанскому султану недоступны.
Статья опубликована 13 января, 2016 16:46
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…