Искусство и культура — это вещи, о которых нельзя забывать даже в самые мрачные времена. Они помогают нам оставаться людьми, поддерживают нас, позволяют на время отдохнуть от тревог и сплачивают людей. Так считают в Доме-музее Мартироса Сарьяна, который, продолжая вносить свой вклад в культуру, представил новую выставку «Книга чаренцовской поры. Коджоян, Хачванкян, Арутчьян».
Выставка, посвященная 125-летию Егише Чаренца и 100-летию Государственного издательства Армении, открылась 7 октября и продлится до 30 октября. Экспозиция знакомит нас с коротким, но ярким периодом расцвета армянского искусства книжного оформления, который пришелся на конец 20-х и начало 30-х годов прошлого века. Он во многом связан с именем известного поэта, писателя, переводчика Егише Чаренца, сыгравшего большую роль в деле книжного оформления и иллюстрирования в Армении. К этой работе Чаренц привлек не менее знаменитых мастеров — Мартироса Сарьяна (1880-1972), Акопа Коджояна (1883-1959), Тачата Хачванкяна (1896-1940), Микаела Арутчьяна (1897-1961) и других. Наряду с оригиналами, на выставке представлены некоторые издания конца 1920-х — начала 1930-х годов, а также документальные материалы. Некоторые экспонаты представлены впервые.
Среди экспонатов, в частности, иллюстрации Микаела Арутчьяна к «Капитанской дочке» А.С.Пушкина, «Дон-Кихоту» Сервантеса, Акопа Коджояна — к «Путешествиям Гулливера» Д.Свифта, Тачата Хачванкяна — к книге «Тавриз» К.Теренца, «Золотой рыбке» А.С.Пушкина и т.д. Также представлены живописные работы — автопортрет Хачванкяна, портрет Акопа Коджояна кисти Арутчьяна, портрет М.Арутчьяна киста Мартироса Сарьяна, документальные фотографии, посвященные истории Госиздательства Армении. На основе этих многократно увеличенных фотографий и выстроена концепция выставки: ее посетители «входят» в печатный цех, где работали и создавались книги, иллюстрированные известными художниками и как бы становятся соучастниками и свидетелями процесса рождения книг.
В 1928-1935 гг. Егише Чаренц возглавлял художественный отдел Государственного издательства Армении, показав себя хорошим знатоком сферы книгоиздательства, страстным вдохновителем и опытным организатором. Он привлек к работе прекрасных художников, некоторые из которых стали сотрудниками Госиздательства, а кто-то просто стал сотрудничать с Чаренцем в творческом плане. Работы художников, отличающихся авторским почерком и манерой письма, бросаются в глаза своим высоким исполнительским искусством и восприятием книги как целостного явления, где ключевое значение имеет визуальная составляющая. Такой подход к книге, направленный на удовлетворение срочного требования по созданию качественного печатного продукта, позволяет выделить «книгу чаренцовской поры» как особый историко-культурный феномен.
К сожалению, арест Чаренца в 1936 году, общая политическая и идеологическая ситуация в Армении отрицательно сказались на вышеуказанных творческих процессах, что постепенно привело к глубокому упадку культуры книгоиздательства в стране.
«Эрудиция Чаренца, его знание книги, его желание возродить наши великолепные традиции средневековых книг и его замечательные организаторские способности позволили объединить целое созвездие армянских художников вокруг идеи — возрождения армянской печатной книги. И кто стал его единомышленниками? Акоп Коджоян, Микаел Арутчьян, Тачат Хачванкян, Мартирос Сарьян. Это был замечательный период истинного расцвета нашей культуры. Жестокие времена, Ереван — поселок городского типа, но у нас здесь был сконцентрирован такой творческий потенциал деятелей культуры, благодаря которым этот расцвет состоялся», — отметила на открытии выставки директор Дома-музея Мартироса Сарьяна Рузан Сарьян.
В свою очередь, куратор и автор идеи выставки, архитектор Карен Бальян отметил, что Чаренц в течение коротких 7 лет создал целую эпоху, поднял армянское книгоиздание на недосягаемый уровень, который был созвучен мировым стандартам того времени.
«Он не только был человеком исключительного ума, таланта, но и потрясающего художественного вкуса. Для меня это довольно личная история, потому что мой дед с материнской стороны Тачат Хачванкян сотрудничал с Чаренцем с 1928 года — еще будучи студентом ВХУТЕМАСа. Здесь даже представлены работы, сделанные в то время. А потом, в 1930 году дед вернулся в Армению и стал непосредственно работать в Госиздательстве. Они работали вместе и приглашали художников для оформления книг. И вот мы представили на выставке их работы. Некоторые книги, оформленные Сарьяном, тут представлены, но в основном книжная иллюстрация Сарьяна, ее ретроспективный показ скоро будет открыт в Национальной картинной галерее Армении. А здесь Сарьян скорее выступает в качестве хозяина дома», — отметил Карен Бальян, добавив, что этот проект будет развиваться дальше и нас ждут еще новые, интересные мероприятия.
Экспонаты для выставки предоставили Национальная картинная галерея Армении (большую часть), а также Музей литературы и искусства им. Е.Чаренца и Дом-музей М.Сарьяна. В организации выставки участвовали искусствоведы Артур Авакян и Юлия Потапова. Спонсировал проект Тигран Паралян.
Отметим, что выставку «Книга чаренцовской поры. Коджоян, Хачванкян, Арутчьян» 8 октября посетила директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Исмаиловна Трегулова. В ходе встречи с директором Дома-музея Сарьяна были обсуждены возможности организации новых совместных проектов.