Наряду с темпами развития и роста частных космических компаний в последние годы начал набирать обороты и космический туризм. Лишь за последние 1-2 года благодаря таким компаниям, как SpaceX, Blue Origin или Virgin Galactic, несколько десятков человек, не имеющих никакого отношения к космонавтике, смогли совершить орбитальные или суборбитальные полеты и официально получили звание астронавта.
Эти полеты, которые несколько лет назад считались нереальными, по мнению некоторых экспертов, в ближайшем будущем станут такими же доступными, как и авиаперелеты. И сколько бы мы ни говорили, что полеты в космос стали доступными и осязаемыми, стоимость билетов на эти полеты остается весьма неподъемной для подавляющего большинства населения Земли. Эти полеты, осуществляемые различными компаниями, оцениваются от нескольких сотен тысяч долларов США до нескольких десятков миллионов долларов США.
В марте 2022 года аэрокосмический инженер Джордж Нилд осуществил свою давнюю мечту, полетев в космос в качестве частного астронавта на космическом корабле New Shepard компании Blue Origin. Бывший глава Управления коммерческого космического транспорта Федерального авиационного управления США, Нилд в настоящее время занимает должность президента компании Commercial Space Technologies. Деятельность компании направлена на поощрение, содействие и продвижение коммерческой космической деятельности.
Джордж Нилд прибыл в Армению в сентябре для участия в фестивале науки и музыки STARMUS. «Арменпресс» была предоставлена возможность эксклюзивного интервью с Нильдом о будущем частных космических компаний и космического туризма, о развернувшейся в этой сфере гонке, а также о том, насколько оправдано выделение крупных финансовых средств в освоении космоса.
— Господин Нилд, в марте 2022 года Вы полетели в космос в качестве частного астронавта на космическом корабле Blue Origin New Shepard. Как Вы думаете, есть ли будущее у частных коммерческих космических программ?
— Я думаю, что мы находимся на пути к очень важной трансформации, связанной с нашей деятельностью в космосе. В прошлом все, что происходило во Вселенной, делалось правительствами. В будущем этого больше не будет, поскольку частные компании разрабатывают возможности, позволяющие отправлять людей и спутники в космос. И мы видим, сколько положительных сторон имеет этот процесс. Очень интересно сравнить то, что мы делали с помощью правительств и на что сегодня способен частный сектор вообще и в США в частности. Думаю, мы видим, что компании могут делать все дешевле, используя новые технологии и инновационные подходы. Они готовы рисковать ради будущей прибыли. У них есть возможность думать о новых рынках, новых клиентах, новых продуктах. Все это не работа правительств, а часть бизнеса, и вместо того, чтобы полагаться на доллары налогоплательщиков, компании имеют доступ к новым источникам финансирования и инвестиций. Поэтому я думаю, что частный сектор, частные космические путешествия со временем увеличатся и станут важнее.
— Сегодня США — ведущая страна мира по количеству частных полетов в космос. Как Вы думаете, какие страны последуют за США в этой гонке?
— Я думаю, интересно изучить тот факт, что да, космос сложный и все программы, связанные с ним, были очень дорогими в прошлом, но сейчас все меняется, и у других стран появляется все больше и больше возможностей для участия в этой области. Нам больше не нужно строить огромные стартовые площадки, подобные той, что находится в Космическом центре Кеннеди, чтобы у нас был Шаттл или большая ракета, чтобы доставить нас в космос. Сегодня ракеты становятся меньше, они становятся многоразовыми, то есть могут взлетать, выполнять задание и возвращаться обратно и снова использоваться для других заданий. У других стран больше возможностей заниматься подготовкой спутников и обработкой данных, полученных из космоса. Другими словами, сегодня вы можете заниматься освоением космоса самыми разными способами, не создавая собственных ракет и не отправляя их в космос из своей страны.
— Некоторые считают, что не нужно тратить столько денег на освоение космоса и коммерческие частные космические перевозки, вместо этого надо сосредоточившись на решении проблем на Земле. Каково Ваше мнение по этому поводу?
— Я думаю, что мы должны работать в обоих направлениях. Делая такие сложные шаги и пытаясь познать нашу планету, нашу солнечную систему, нашу Вселенную, мы извлекаем уроки, которые помогут нам жить лучше на Земле. Другая сторона вопроса заключается в том, что в прошлом за всеми такими программами стояли правительства, которые использовали для этой цели деньги, уплачиваемые людьми. Сегодня, если вы не хотите лететь в космос, вы просто не покупаете билет. Платят за эти «приключения» только люди, которые хотят и заинтересованы в полете в космос.
— Что Вы почувствовали, когда полетели на Blue Origin и стали астронавтом?
— Это была просто фантастика. Это очень сложно описать, потому что это был просто отличный опыт. Ракета и капсула, в которой мы летели, были полностью автономны, то есть пилота не было ни в ракете, ни на земле. Всю работу делали компьютеры. И все, что нам нужно было сделать, это сесть поудобнее и наслаждаться этим полетом. В начале полета было много шума, наши тела были прижаты к креслам, было большое волнение. Когда двигатели заглохли, мы отстегнули ремни и стали наслаждаться невесомостью, совершая разные прыжки. Это был чудесный новый опыт свободы и чудес. Однако самым ярким моментом полета для меня был вид Земли. У нас были очень большие окна, и когда мы смотрели из них, мы могли видеть наклон Земли, ту голубую линию, которая является земной атмосферой, над которой мы находились. И когда вы смотрите дальше этой синевы, синева исчезает, и небо становится черным, чернее, чем вы могли себе представить. Это было самое удивительное зрелище, которое я когда-либо видел в своей жизни. И даже сейчас, в этот самый момент, когда я рассказываю об этом, мои глаза наполняются слезами, потому что это было действительно необыкновенно…
— Господин Нильд, что Вы считаете величайшим научным достижением 21 века?
— Трудно сказать, но я определенно рад видеть рост частных космических программ, потому что это позволит нам сделать так много для человечества и для нашего будущего. У Джеффа Безоса, основателя Blue Origin, есть видение будущего. Оно в следующем — миллионы людей живут и работают в космосе во благо Земли. Потребуется много лет, чтобы воплотить это видение в жизнь, но программа New Shepard, по которой я летал, была задумана как первый маленький шаг на этом пути. Давайте сначала научимся безопасно доставлять людей в космос и обратно относительно недорогим способом, добьемся в этом успеха, а затем попробуем реализовать более амбициозные проекты в будущем. И, может быть, однажды появятся миллионы людей, которые будут жить и работать за пределами этой планеты во благо Земли.
— Как привить молодым людям любовь к космосу и науке?
— Мой опыт показывает, что молодые люди, студенты естественно интересуются Вселенной, ее открытиями и приключениями. Другими словами, по своей природе они уже заинтересованы в новых возможностях. Я и сам с детства мечтал об этом, изучал математику и естествознание, пытаясь приобрести полезный опыт.
Во время моего визита в Армению у меня была возможность поговорить с учащимися Ереванской физико-математической школы. Зал был полон молодыми людьми, которые слушали меня и смотрели фотографии, которые я показывал. Они были воодушевлены таким будущим и такими возможностями, и может, однажды и они приобретут такой же опыт. Меня это мотивирует, приятно видеть, что другие могут разделить со мной тот же энтузиазм.
Интервью вела Аракс Касьян
Фото: Айка Бадаляна