За всю историю человечества всего 12 землянам посчастливилось побывать на Луне. Первым из них был командир миссии «Аполлон-11» 1969 года Нил Армстронг, а последним — участник миссии «Аполлон-17» 1972 года Юджин Сернан. Сегодня живы лишь 4 из 12 астронавтов. Среди них Чарли Дьюк, участник миссии «Аполлон-16 », посетивший Армению для участия в фестивале STARMUS.
«Арменпресс» провел эксклюзивное интервью с астронавтом Чарли Дюком, в котором он рассказал о возвращении человека на Луну, сотрудничестве США и России в космосе и в будущем освоения космоса.
Лунная программа НАСА «Артемида» намерена вернуть человека на Луну
«Я настроен оптимистично. На самом деле организовать запуск такой сложной и крупной ракеты, как «Артемида» (имеется в виду ракета-носитель SLS) в нужное время — очень сложная задача. Есть много мелких вопросов, которые могут навредить организации запуска.
В прошлый раз произошло отключение той части, откуда подается водород. Там была утечка. Если бы полет был выполнен в таких условиях, мог бы произойти взрыв. Специалисты с осторожностью относятся к первому запуску.
Тем не менее, я настроен оптимистично. Как известно, следующая попытка запуска будет в октябре. Будем надеяться, что все пройдет гладко.
Будущее космического сотрудничества между США и Россией
Политика не так уж навредила реализации космических программ. На данный момент в составе экипажа Международной космической станции представители России, США и других стран (ред. — Европейское космическое агентство). Я вижу, что это происходит. Сейчас мы отправляем наших астронавтов из США в космос на космическом корабле SpaceX Dragon. Русские продолжают посылать свои экипажи. Как видите, они там неплохо уживаются. Политика отступает, когда мы вместе в космосе. Я надеюсь, что правительства смогут продолжать поощрять это. Давайте закончим эту программу, у нас еще есть почти 10 лет работы на Международной космической станции. Надеюсь, что мы сможем продолжить сотрудничество.
Об эпохе космического туризма
Я воодушевлен космическим туризмом. У меня друзья, которые уже слетали. Лора Шепард, дочь Алана Шепарда, летала на космическом корабле Blue Origin, знаю еще нескольких человек. Я рассказал им всем, что как мы все наблюдали за запуском Blue Origin, предпоследним. В космическом корабле было шесть человек. Я сказал им: «Как только вы окажетесь наверху, у вас будет 5 минут. Просто выгляните в окно. Не беспокойтесь о «нулевой» гравитации, просто смотрите в окно. Это будет самое удивительное зрелище, которое вы когда-либо увидите в своей жизни»…
Я думаю, что будущее ближнего космоса принадлежит частным компаниям, таким как SpaceX, Blue Origin, Boeing. НАСА будет использовать свои возможности для выхода в дальний космос, реализации «Артемиды» и других подобных проектов. И я воодушевлен тем, что я называю «приватизацией» Космоса. Посмотрим, как будет дальше.
Куда приведет человечество освоение космоса в ближайшие десятилетия
Надеюсь, что «Артемида» станет первым шагом в создании научной базы на Луне. У нас есть научная база в Антарктиде с участием разных стран. Условия в Антарктиде неблагоприятные. Тем не менее, мы это делаем, мы живем там. Мы можем делать то же самое на Луне. Мы можем научиться работать на Луне, проводить научные эксперименты, иметь там телескопы, изучать физиологию человека, возможно, обнаружить на Луне воду … Благодаря изучению Луны можно так много узнать о Вселенной. Мы полетим на Марс и будем там жить. А для этого необходимо, чтобы у нас было достаточно опыта здесь, потому что, прибыв туда в составе марсианской миссии, вы останетесь на этой планете одни. А вы все взяли с собой, и все должно работать.
На Луне вы будете в 72 часах от Земли, у вас будет связь. Вы можете связаться с Хьюстоном или любым другим центром и сообщить о проблеме. Вам тут же ответят и помогут найти решения. Однако на Марсе, если у вас возникнет проблема, вам останется лишь надеяться, что у вас есть подходящее оборудование для ее устранения. Планирование миссии на Марс очень, очень сложно и важно. Также следует внимательно отнестись к подбору экипажа, главное — на космическом корабле должен быть врач. На пути к Марсу, если вы заболеете, вам понадобится врач. Планета Земля больше не сможет вам помочь. Максимум, что вы можете получить от Земли, — это совет. Впрочем, даже в этом случае, если говорить с Марса: «Эй, Хьюстон, у нас проблема», они не услышат вас через 12 минут. И еще через 12 минут вы услышите их. На это уйдет около 30 минут, а за 30 минут может произойти многое. Марс автономен. Мы должны подготовиться, мы должны быть уверены в наших системах, что мы сможем надежно запустить их и достичь Марса. Для меня планирование и подготовка к миссии на Марс в 10 раз сложнее, чем полет на Луну. Однако я считаю, что человеческий дух всегда стремится к открытиям, и Марс — наш ближайший шанс иметь другую планету. И мы дойдем до нее.
Самый молодой человек, ступивший на Луну
Фактически, НАСА сделало из этого большую историю, хотя я был всего на 4 месяца моложе астронавта Аполлона-17 Харрисона Джека Шмидта. Недавно ему исполнилось 87, а мне 87 будет через 4 месяца после него (ред. — 3 октября). Поэтому это не имеет большого значения. С нетерпением жду реализации проекта «Артемида». Знаете, на самом деле, даже в свои 87 лет я все еще самый молодой человек на Луне.
Я надеюсь, что через несколько месяцев я скажу какой-нибудь женщине или мужчине, что он самый молодой человек, ступивший на Луну.
Для меня было большой честью быть выбранным для полета на Луну. У нас было 42 астронавта с опытом полетов, и только 24 из нас посчастливилось полететь на Луне. 18 космонавтов были очень разочарованы тем, что не смогли туда полететь. А 12 из нас так и не удалось ступить на Луну, хотя им было лучше, чем тем, кто вообще не полетел на Луну. И все же им не посчастливилось ходить по Луне. Я стал одним из 12 человек, ступивших на Луну, что для меня было большой честью.
Величайшее научное достижение 21 века
Я считаю, что величайшие научные достижения 21 века были в медицине. Открытие возможности видеть тело человека изнутри с помощью компьютерной томографии и магнитного резонанса спасло так много жизней. Например, поврежденное плечо моей жены полностью заменили имплантом. Она повредила плечо во время катания на лыжах 25 лет назад. Со временем ей становилось все хуже и хуже, и в конце концов ей пришлось поставить имплант. У нее был рак молочной железы, который был диагностирован довольно рано с помощью маммографии. Все это было недоступно поколению моих родителей. Вот почему открытия в медицине являются для меня величайшими достижениями.
Как 86-летнему космонавту удается оставаться в форме
К счастью, я в довольно хорошей форме. Я тренируюсь, и сегодня все еще смогу пройти тест НАСА на летную пригодность. У нас дома есть беговая дорожка и велотренажер, я отжимаюсь и приседаю, поднимаю разный вес и хожу пешком. На беговой дорожке, конечно, больше не бегаю, но хожу со скоростью 5 километров в час, 30-40 минут. А когда я дома, стараюсь заниматься спортом 5 раз в неделю… На данный момент я вешу около 70 кг, ровно столько, сколько было мне, когда я приземлился на Луну.
Армения и STARMUS
Хорошо быть в Армении. Гарик Исраелян впервые привез нас сюда около 7 лет назад, и мы провели в Армении около недели. Это удивительная страна с удивительной историей…
На фестивале STARMUS всегда прекрасно проводишь время. Я был на всех STARMUS, кроме одного. Гарик действительно хороший и поддерживающий друг. Он объединяет научное сообщество. Здесь я познакомился с некоторыми астронавтами, которых раньше не встречал. В основном это астронавты шаттлов. Здесь я встретил ученых и инженеров со всего мира. Мне нравится встречаться с людьми и говорить о том, что они делают. Это отличная возможность объединить людей. А Брайан Мэй стал нашим хорошим другом. Приятно было увидеть его и его талант, увидеть всех других музыкантов. От фестиваля STARMUS мы всегда получаем наслаждение.
Интервью вела Аракс Касьян
Фото: Айка Манукяна