Недавний чемпионат мира по греко-римской борьбе ознаменовался историческим для Армении событием: впервые одновременно два представителя нашей страны взошли на высшую ступень пьедестала почета. Причем гюмриец Артур Алексанян стал одним из самых молодых чемпионов мира среди армянских атлетов. В интервью с нашим корреспондентом 23-летний триумфатор рассказал немало интересного о том, как ковалась победа.
— Вы всегда выделялись уверенными выступлениями, однако чемпионом стали в первый раз. Чего же не хватало прежде и срослось нынче?
— На любом турнире для меня главной всегда была золотая медаль. И все же не сказал бы, что слишком долго “охотился” за титулом чемпиона мира. Ведь это только третье мировое первенство среди взрослых, в котором я принял участие. А дебютировал в 2011 году накануне Олимпийских игр, когда участники мирового первенства, помимо медалей, разыгрывали и олимпийские путевки. В четвертьфинале я сошелся с хозяином ковра — турецким борцом. Многие, наверное, помнят, что, имея явное преимущество, по воле судей, я оказался в роли проигравшего. Естественно, было очень обидно. А в прошлом году дошел до финала, в котором по неопытности упустил титул, который был уже у меня в руках. За 10 секунд до конца поединка, думая, что выигрываю, я ослабил хватку и не проявил упорства. И только в конце узнал, что проиграл финал по разнице предупреждений. Я не мог поверить, что собственными руками отдал золотую медаль сопернику. Настроение было ужасное. Но, как говорится, нет худа без добра. Это стало хорошим уроком для меня, который я запомнил на всю жизнь. Учитывая прошлогодний опыт, на этот раз я был более осмотрительным, если можно так сказать, мудрее. Проявилось это в том, что в финальной схватке решил сразу взять быка за рога и поскорее оформить победное преимущество, дабы в конце поединка избежать неприятных сюрпризов.
— И все же наиболее запоминающейся стала ваша победа над олимпийским чемпионом из Ирана, с которым вы сошлись до финала. Специально готовились к поединку против Хасема Резайи?
— Когда я узнал, что иранец будет выступать на нынешнем чемпионате, сразу же настроился на реванш за поражение в четвертьфинале летних Олимпийских игр 2012 года. Причем готовился не только физически и тактически, но и морально. Однако не сказал бы, что постоянно думал о встрече с ним. Кроме того, прекрасно понимал, что в спорте возможно все, а победитель в конце концов определяется на ковре. Естественно, безмерно рад, что все сложилось удачно и мне удалось победить принципиального соперника. И все же реванш сочту полностью состоявшимся в случае победы на Олимпийских играх 2016 года. Что касается финального поединка с немецким борцом, то понимал, что не имею права наступать на те же грабли, а потому настроился на победу и добился ее.
— Вы сказали, что изначально настраивались на встречу с олимпийским чемпионом. Пытались ли анализировать его стиль борьбы?
— В этом не было необходимости, поскольку мы в целом осведомлены о слабых и сильных сторонах своих главных соперников. Я знал, что иранский боец самый тяжелый в нашей весовой категории и вынужден перед соревнованиями сбрасывать до 10-12 кг собственного веса. У меня же, наоборот, недобор. Для того, чтобы соответствовать требованиям весовой категории до 98 кг, приходится увеличивать свой вес максимум на килограмм. Естественно, всегда трудно сражаться с более тяжелым соперником. Мне это удалось, что вдвойне приятно.
— Можно ли сказать, что вы, наконец, преодолели и психологический барьер, который проявлялся победой в решающих встречах?
— Я не знаю, почему журналисты много говорят об этом, но у меня никогда не было такой проблемы. Просто была психологическая напряженность, поскольку любое место, кроме первого, имело для меня второстепенное значение.
— Обычно фавориты в канун Олимпийских игр предпочитают не засвечиваться и выступают ниже своих возможностей или же вообще уклоняются от участия в крупных турнирах. Планируете ли в следующем году защитить титул чемпиона мира?
— Я не буду прибегать к таким уловкам. На данный момент могу сказать, что желаю участвовать в следующем чемпионате мира и во второй раз победить в нем. Вообще, все ребята нашей сборной всегда стремятся выложиться по максимуму.
— Недавно в соцсети появилась ваша фотография с капитаном гюмрийского футбольного клуба “Ширак”. Вы поклонник и этого вида спорта, или же это было проявление поддержки команде родного города?
— Не скрою, я люблю футбол. Когда выдается свободное время, обязательно посещаю домашние матчи нашей команды и, вообще, дружу со многими игроками “Ширака”, в составе которого, кстати, выступает и мой родственник.
— А есть ли у вас другое хобби?
— Борьба отнимает практически все мое время, а потому на иные интересы просто не остается времени. Люблю общаться с друзьями, гулять на свежем воздухе.
— Насколько я понял, вы готовитесь взять небольшой отпуск. Где планируете отдыхать?
— Очень хочется расслабиться и избавиться от напряжения последних месяцев. Желаю отдохнуть где-то на берегу моря, однако пока не определился с местом. По возвращении возобновлю тренировки, а в ноябре поеду в Германию, где в составе местного клуба “Майнц” выступлю в командном чемпионате этой страны. В декабре присоединюсь к учебно-тренировочному сбору Национальной команды нашей страны и начну подготовку к следующему сезону. Кстати, в следующем году у нас не будет чемпионата Европы, поскольку в Баку пройдут первые Олимпийские игры Старого Света. Мы пока не определились с участием и, если этого не произойдет, будем готовиться к осеннему чемпионату мира, на котором будут разыгрываться олимпийские путевки.