Женский гроссмейстер Лилит Мкртчян только по дополнительным показателям оказалась за чертой призеров завершившегося в Праге индивидуального чемпионата Европы по шахматам. А ведь в случае победы в заключительном туре аштаракская шахматистка стала бы новой шахматной королевой Старого света.
Однако быстрая ничья с будущей чемпионкой Моникой Сочко из Польши отбросила нашу соотечественницу на итоговое 4-е место в турнирной таблице. В интервью нашему корреспонденту двукратный серебряный и бронзовый призер индивидуальных первенств континента, победительница командного чемпионата Европы Лилит Мкртчян проанализировала свои выступления и назвала причину своей нерешительности в решающей партии.
— У Вас лучший результат среди участвовавших в этом первенстве шести представительниц Армении. И все же — почему Вы не поборолись за победу в поединке с Сочко?
— В последнем туре я столкнулся с непростой дилеммой: рискнуть, постараться победить и реально завоевать медаль, или же довольствоваться ничьей, гарантирующей путевку на Кубок мира и предоставляющую гипотетическую возможность оказаться в призерах. Все или ничего — именно такой была ситуация, поскольку при поражении я лишилась бы путевки на мировой турнир и, скорее всего, осталась бы вне первой десятки. Я выбрала вариант с золотой серединой, приняв, признаться, непростое решение. Исходила из того, что моя соперница довольно сильна, при этом весьма уверенно выступает на этом чемпионате и находится в хорошей форме. Учла и то, что я должна была играть черными фигурами, которыми трудно победить столь сильную соперницу. При игре белыми безусловно рискнула бы. Да и дебют получился не таким, как я ожидала. Соперница откровенно удивила меня: чувствовалось, что она детально подготовилась ко встрече со мной. Исходя из этого, думаю, что решение согласиться на ничью было оптимальным в данной ситуации. Сама Сочко после встречи призналась, что готовилась именно к такому развитию ситуации. Даже при попытке обострить борьбу, думаю, мне не удалось бы добиться лучшего результата в данной позиции. Позже многие согласились, что я приняла правильное решение.
— Вы чередовали победы и ничьи. Это была продуманная тактика?
— Нет, просто так получилось.
— Исход какой партии вызывает у вас наибольшее сожаление?
— Пожалуй, я очень сожалею о ничьей в партии второго тура с полькой Анной Кубицкой, поскольку имела большое преимущество и выигранную позицию. Я просто должна была победить в этой встрече и долго не могла смириться с мыслью, что потеряла столь важные пол-очка. В любом случае, я рада, что смогла настроиться и победить в следующем туре.
— Какая партия оказалась для Вас самой сложной на этом чемпионате?
— В психологическом плане чрезвычайно сложной была встреча с Марией Геворгян в предпоследнем туре. У нас очень хорошие отношения, да и вообще, мне всегда сложно играть с соотечественницами в международных соревнованиях. Сложно было еще и в том плане, что на кону были медали первенства и путевка на Кубок мира. В случае поражения только победа в последнем туре обеспечила бы мне участие в турнире мирового значения. В итоге, я собралась и победила.
— В Праге Вам довелось встретиться также с Анной-Майей Казарян из Нидерландов и давней подружкой Элиной Даниелян. Первую из названных шахматисток Вы победили, а вот с партнером по сборной сыграли вничью. Раньше Вам доводилось проводить на чемпионатах Европы столько встреч с соотечественницами?
— Откровенно говоря, с Даниелян у нас давно не получаются напряженные поединки. Как ни крути, мы уже почти 25 лет дружим и выступаем в одной команде. Мы — близкие подружки, и это обстоятельство, безусловно, накладывает отпечаток на наши встречи. Нам никак не удается боевито настроиться на очные партии, которые в подавляющем большинстве случаев завершаем вничью. С Марией Геворгян тоже сложно было бороться за победу, но в этом случае ситуация была несколько иной: ничья не устраивала нас в плане борьбы за путевку на чемпионат мира. И я, и Мария играли на победу. Удача улыбнулась мне и я сумела завоевать заветную путевку.
Вообще, чемпионаты Европы получаются столь напряженными именно потому, что в них разыгрываются путевки Кубка мира. Кстати, в прошлом году разыгрывалось 12 путевок, а в этом — ФИДЕ, почему то, ограничилась 9 допусками на мировой турнир. Как известно, в 2021 году задачу попадания на Кубок мира успешно решили Элина Даниелян и Анна Саркисян, которые именно поэтому в этот раз играли психологически более раскованно. А я и другие наши девочки испытывали дополнительное напряжение в связи с тем, что помимо наград чемпионата Европы оспаривали также путевки Кубка мира, в котором Армения будет представлена тремя игроками. Впрочем, в последнем туре Элина потерпела очень обидное поражение в партии, победа в которой принесла бы ей серебряную медаль.
— В 2002 и 2009 годах Вы стали вице-чемпионкой Европы, набрав 8,5 очков. Получается, что теперь тоже нужно было ориентироваться на этот результат?
— Вообще, в индивидуальных первенствах Европы я завоевала 2 серебряные и 2 бронзовые медали. Во всех четырех случаях я побеждала в последних турах. В 2009 году, в Санкт-Петербурге, поделила первое и второе места, но тогда действовал другой регламент: при равенстве очков проводился тай-брейк, в котором я проиграла россиянке Татьяне Косинцевой. Если бы тот чемпионат проводился по нынешним правилам, то я по дополнительным показателям стала бы чемпионкой Европы.
Интересно, что в нынешней ситуации я оказалась и на континентальном первенстве 2016 года в Румынии. Перед заключительным туром в моем активе вновь было 7,5 очков и я снова должна была играть черными фигурами. Соперницей была украинка Анна Ушенина, имеющая, как и сейчас Сочко, 8 очков. Тогда я тоже согласилась на предложенную ничью в самом начале партии и вновь заняла 4-е место. А ведь, если бы рискнула и поборолась, то в случае победы стала бы чемпионкой. Расклад был таким, что при поражении осталась бы ни с чем, а ничья давала реальный шанс на попадание в призовую тройку. Я снова выбрала золотую середину и вновь прогадала. По коэффициенту я уступала только болгарке Антуанетте Стефановой. Если бы она не победила в последнем туре, то я финишировала бы на третьем месте. Однако, Стефанова в упорной и продолжительной борьбе вырвала победу у россиянки Натальи Погониной и мы поделили 3-4-е места, но я по дополнительным показателям замкнула квартет сильнейших. Теперь история, похоже, повторилась: снова поставила на ничью и с разницей в пол-очка стала четвертой. Наверное, для того, чтобы стать чемпионкой, нужно рискнуть. Видно, мне не хватает именно решительности.
— То есть, вы по своей вине остались без медали?
— В некой мере — да. Но в целом, я довольна своим результатом и качеством проведенных партий. Я провела хороший турнир. Только последний тур вызывает смешанные чувства, потому что, повторюсь, сложно сказать, насколько оправданным был бы риск. Я, конечно, сожалею, что мне не удалось занять призовое место, но в любом случае я довольна.
— Планируете ли участие в других турнирах в ближайшее время?
— Пока не определилась с турнирными планами. Этим летом я сыграла в трех турнирах, и сейчас мне нужен отдых, потому что особенно последние два соревнования — Всемирная олимпиада и чемпионат Европы, — были очень сложными, напряженными и утомительными. После отдыха, возможно, сыграю в каком-нибудь турнире.