По статистике, доля частного сектора в экономике Армении составляет примерно 92%, причем подавляющая часть приходится на микро-, малые и средние предприятия. На сегодня у нас в стране действует порядка 70 тыс. предприятий МСБ, но при этом сектор обеспечивает всего лишь 5-6% налоговых поступлений.
На самом деле, экономическая мощь любой страны определяется именно уровнем развития малых предприятий, которые зачастую более мобильны и тем самым способны решать множество разного рода задач. Поэтому отношение, которое демонстрируется государством к таким предприятиям, наподобие лакмусовой бумажки может показать, есть в этой стране развитие вообще или нет. Само отношение государства сводится, естественно, к наличию инструментов господдержки малого и среднего предпринимательства.
Среди таких инструментов особо популярным у местных представителей МСБ является предоставление кредитных гарантий. Так, по данным Национального центра развития малого и среднего бизнеса Армении (НЦР МСБ), за первые три квартала 2015 года этот сектор получил кредитные гарантий на сумму свыше 600 млн драмов. В целом же отечественные предприятия малого и среднего бизнеса получили госгарантии на сумму 1,8 млрд драмов. По сути, это значит, что общий фонд предусмотренных на эти цели средств уже находится под гарантиями для предоставления кредитов представителям МСБ.
“В связи с этим появилась необходимость поиска дополнительных кредитных и грантовых ресурсов для продолжения программы предоставления госгарантий. Ведь спрос на средства огромный, и в данном направлении планируется проводить интенсивную работу”, — отметил заместитель министра экономики Эмиль Тарасян.
Свои основные подходы в контексте дальнейшего развития сферы правительство изложило в новой стратегия развития МСБ на 2016-2018гг. Документ, в частности, предусматривает увеличение до 2018 года доли МСБ до 40% в ВВП Армении, что на 10% выше нынешнего показателя.
При этом производительность сферы, по словам г-на Тарасяна, повысится минимум вдвое, в том числе, за счет укрепления позиций МСБ, наращивания экспорта и диверсификации направлений деятельности. Также предусмотрен рост числа малых и средних предприятий на 5%.
“На сегодняшний день не ведется полноценной статистики по количеству действующих в стране МСБ, и нам необходимо понять, сколько компаний реально действует в сфере с учетом открывающихся и закрывающихся компаний. Однако одно можно сказать с уверенностью — в данной сфере не отмечается отрицательного сальдо”, — заверил замминистра экономики.
Министерство финансов, однако, обладает большей информацией на сей счет. По крайней мере, в ходе недавнего заседания парламента глава этого ведомства Гагик Хачатрян представил конкретные цифры, отметив, что количество компаний в сфере малого и среднего бизнеса в Армении за год выросло на 16,6%. В итоге, по данным на начало ноября эта цифра превысила отметку в 67,8 тыс., против 58,5 тыс. в 2014 году.
По мнению министра финансов, рост сферы был обеспечен за счет принятого правительством решения о повышении вдвое планки по выплатам налога с оборота, что позволило большему числу хозяйствующих субъектов воспользоваться льготным налоговым режимом.
“Мы предоставили льготы для активизации сферы МСБ, которые, согласно мировой статистике, обеспечивают около 70% занятости и 90% ВВП. Именно поэтому власти пошли на такой беспрецедентный шаг, что и привело к росту числа субъектов МСБ”, — уточнил г-н Хачатрян. Следовательно, как считает министр, слухи о массовом закрытии предприятий МСБ не соответствуют действительности. Но при этом он не отрицает, что есть компании, которые приостановили свою деятельность в этот период, просто это связано с рядом объективных причин.
“Возможные риски закрытия МСБ не связаны с налоговыми или законодательными проблемами. Это преимущественно ограниченные возможности конкуренции, недостаток финансовых ресурсов, их нерациональное использование и проблематичное управление”, — подытожил министров финансов.
Иного мнения придерживается социолог Агарон Адибекян, заявивший на днях, что одна треть всех зарегистрированных на территории Армении предприятий малого и среднего бизнеса не функционирует. Согласно его данным, в 2015 году было зарегистрировано более 10 тыс. новых предприятий, и на сегодня количество зарегистрированных субъектов МСБ в Армении превысило 68 тыс., одна треть из которых не функционирует.
“Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП, и, как правило, такие предприятия дают 75-80% новых рабочих мест. У нас же по причине отсутствия четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, низкого уровня экономической грамотности и доступности кредитных и страховых ресурсов в текущем году зафиксировано количественное сокращение работающих субъектов МСБ”, — анализирует ситуацию социолог.
Главная причина столь не радужной картины, по словам г-на Адибекяна, в высоких налогах, растущей арендной плате за помещение и оборудования, высоком уровне миграции и концентрации коррупционных рисков, связанных с налоговым администрированием. Все это и оказывает негативное воздействие на развитие малого и среднего бизнеса и, поскольку не предвидится реальных шагов в указанном направлении, процесс, как уверен социолог, будет продолжен и в будущем году.
Впрочем, разные исследования, проводимые в сфере МСБ, в том числе и со стороны международных организаций, также показывают, что в Армении продолжают углубляться проблемы в этой сфере. Так, согласно исследованию USAID на тему “Финансы для экономического развития”, около 50% действующих в Армении субъектов микро-, малого и среднего бизнеса не имеют доступа к финансовым средствам. Судя же по докладу консалтинговой компании “Америя” “Комплексное исследование ситуации МСБ”, около 69% представителей МСБ недовольны доступностью финансовых ресурсов, включая высокие процентные ставки кредитования.
Примерно к тем же выводам пришли эксперты Союза работодателей Армении при проведении исследования в сфере МСБ, отметив, что кризис российской экономики, повышение курса доллара, снижение общей покупательской способности привели к закрытию многих предприятий малого бизнеса. “В результате трудностей, возникающих при получении кредитов в банках, бизнес не может брать кредиты. Фактически, развитие почти 70% предприятий МСБ обусловлено недоступностью финансов”, — обобщил результаты исследования председатель Союза работодателей Армении Гагик Макарян.
Впрочем, открытие или закрытие предприятий МСБ — это не просто механический процесс, чтобы считать только лишь количество. И вопрос здесь не в дискуссиях правительства с оппонентами на тему правды и вымыслов о закрытии предприятий МСБ. Важнее всего проявить эффективный подход ко всем проблемам, на которые указывают сами представители сферы. Если их не решить уже сегодня, то реформы правительства явно не дадут существенных результатов в будущем.
Статья опубликована 4 декабря, 2015 13:06
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…