В последний день августа в столице Бельгии Брюсселе состоялась встреча премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна, председателя Европейского Совета Шарля Мишеля и президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Напомним, что это уже четвертая встреча в том же формате после прекращения огня, достигнутого между Арменией и Азербайджаном в итоге подписания 9 ноября 2020 года Трехстороннего заявления между Николом Пашиняном, президентом РФ Владимиром Путиным и президентом Азербайджана Алиевым. Первая состоялась 14 декабря 2021 года, вторая — 6 апреля 2022 года, третья — 23 мая 2022 года.
Данная встреча продолжалась около четырех часов — естественно, за закрытыми дверями.
Сразу после окончания встречи Департамент информации и по связям с общественностью аппарата премьер-министра Республики Армения распространил сообщение, в котором говорится, что на встрече обсуждались вопросы освобождения пленных и выяснения судеб пропавших без вести, демаркации и пограничной безопасности, разблокирования региона, урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном и проблемы Нагорного Карабаха.
Подчеркнем, проблемы Нагорного Карабаха. Иначе говоря, вопреки утверждениям Алиева, что проблему НК он якобы решил силовым путем, Европа в лице председателя Евросовета Шарля Мишеля (коли уж вопрос обсуждался) не признает высокомерные разглагольствования агрессора Алиева.
Прибавим также то обстоятельство, что ни США, ни Франция (сопредседатели Минской группы ОБСЕ) не считают вопрос решенным, и в подтверждение своей точки зрения отклонили приглашение Азербайджана посетить Шуши. Недвусмысленный мессидж Азербайджану: обсуждение вопроса статуса Карабаха еще предстоит.
Исходя из общеизвестного принципа, что любая страна руководствуется собственными интересами, Азербайджан, несомненно, вскоре окажется в незавидном положении именно в вопросе статуса Карабаха. Безжалостный геополитический водоворот способен преподнести соседней стране — точнее, ее президенту, — весьма неприятный сюрприз, поставив его перед нежелательной дилеммой. Но это — предмет отдельного разговора.
Возвращаясь к встрече 31 августа, отметим, что сразу по ее завершении председатель Евросовета Шарль Мишель выступил с заявлением для прессы, подчеркнув, что «обсуждения были сосредоточены на последних событиях на Южном Кавказе и отношениях между ЕС и двумя странами».
Господин Мишель явно был доволен встречей и выразил благодарность премьер-министру Армении Николу Пашиняну и президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, так как обсуждения были открытыми и продуктивными.
По словам господина Мишеля, достигнута договоренность активизировать предметную работу по продвижению мирного договора, регулирующего межгосударственные отношения между Арменией и Азербайджаном, а министры иностранных дел двух стран получили поручения встретиться в течение месяца для работы над проектом текста.
Как заверил председатель Европейского Совета, подробно обсуждены гуманитарные вопросы, включая разминирование, судьбу пленных и пропавших без вести.
По поводу пленных и пропавших без вести. На днях Генеральная Ассамблея ООН в связи с Международным днем жертв насильственных исчезновений приняла резолюцию, согласно которой после 44-дневной войны в Нагорном Карабахе 303 человека из Армении все еще считаются без вести пропавшими. Это данные Международного Комитета Красного Креста.
Кстати, господин Мишель подчеркнул для Азербайджана важность дальнейшего освобождения армянских пленников и что ЕС продолжит заниматься этими вопросами.
В ходе брюссельской встречи обсуждались, естественно, также вопросы делимитации границы между Арменией и Азербайджаном, разблокирования транспортных сообщений. «Я хотел бы подчеркнуть, что важно подготовить население сторон к долгосрочному, устойчивому миру», — сказал Мишель.
Долгосрочный мир – это хорошо. Однако воинственные заявления Азербайджана и его лидера, различные операции то под названием «Возмездие», то какими-то другими никак не способствуют установлению долгосрочного, устойчивого мира.
К сведению господина Мишеля, Азербайджан и лично его лидер к миру готовятся с угрозами в адрес армянского народа и откровенным бряцанием оружием. А если в Европе знают об этом и действуют по принципу уговор дороже действительности, то от мирного договора останется лишь бумага с подписями, от которых, к слову, Алиев отказывается с легкостью. Тут уж менталитет превыше всего. Для Алиева.
Что касается разблокирования коммуникаций, то на днях министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров на встрече с журналистами заявил, в частности, что трехсторонняя рабочая группа по разблокированию коммуникаций на Южном Кавказе (с участием вице-премьеров России, Армении и Азербайджана) добилась значительных успехов в достижении договоренностей. Она работает ритмично, одновременно с заседаниями по вопросам демаркации границы. Стороны добились значительного прогресса в достижении договоренностей, заявил Лавров, выразив надежду, что договоренности будут достигнуты в самое ближайшее время, и это, по его словам, очень важно.
«Эта работа ведется не в вакууме, не изолированно, она тесно связана с более широкими транспортными проектами, в том числе Север-Юг, в них заинтересованы и наши иранские партнеры», — сказал Лавров, добавив, что практически в процессе есть существенные сдвиги.
Так или иначе, следующая встреча в том же формате и в том же месте состоится примерно в ноябре.
Достоверно неизвестно, проблема Нагорного Карабаха обсуждалась отдельно, или в контексте вышеуказанных Мишелем вопросов, и какова реакция Азербайджана: если прозвучали четкие акценты, что и для Европы, и для стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ вопрос статуса Нагорного Карабаха продолжает оставаться нерешенным.
Излишне напоминать, что о статусе Нагорного Карабаха (в отличие от возвращения Арменией Азербайджану районов) нет ни слова и в Трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 года. Из чего следует, что статус исконно армянского Нагорного Карабаха оставлен на последующее обсуждение, и под документом этим стоит и подпись Алиева.