На фоне резкого обострения российско-турецких отношений из-за сбитого 24 ноября ВВС Турции российского бомбардировщика Евросоюз пошел на беспрецедентные шаги в вопросе так называемой евроинтеграции Анкары. 30 ноября в Брюсселе прошел первый за 11 лет двусторонний саммит Турция-ЕС, по итогам которого Анкаре удалось выбить из европейцев кучу, как минимум, обещаний, чрезвычайно для Турции важных, а именно — выделения 3 млрд евро на размещение беженцев, получение в 2016 году безвизового режима с ЕС и возобновления переговоров по вопросу членства Турции в Евросоюзе.
По сообщениям СМИ, из обещанных Анкаре 3 млрд евро 500 млн выделит Еврокомиссия, еще 2,5 млрд — страны — члены ЕС из своих бюджетов. Подобную щедрость в Брюсселе мотивируют надеждой на то, что Анкара больше не будет перенаправлять беженцев из Ближнего Востока в страны ЕС. Как заявил перед саммитом президент Франции Франсуа Олланд, ЕС и Турции необходимо заключить соглашение, которое позволит запустить План действий по миграции. “Цель соглашения должна заключаться в том, чтобы беженцы могли быть приняты в Турции, ближе к странам их происхождения. А Евросоюз поможет Турции обеспечить контроль границ, чтобы снизить миграционные потоки. Это в интересах всех”, — подчеркнул Олланд.
Чтобы стимулировать Анкару председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сообщил о том, что, если Турция выполнит все, что от нее требуется, она получит безвизовый режим с ЕС уже осенью 2016 года, а канцлер Германии Ангела Меркель отметила, что с декабря начнется новый этап переговоров о членстве Турции в ЕС. Однако премьер-министр ТР Ахмед Давутоглу, отметив, что выделенные средства пойдут не Анкаре, а на помощь (якобы!) беженцам, на которых Турция уже истратила $8 млрд, так и не дал Брюсселю гарантий того, что эти средства помогут не то что прекратить, а даже сократить приток беженцев в ЕС. “Мы не можем ничего гарантировать, когда речь идет о войне в Сирии, пока там продолжаются теракты и бомбардировки. Мы будем, однако, работать над улучшением контроля границ и бороться с перевозчиками мигрантов”, — заявил Давутоглу.
Во-первых, в Анкаре понимают, что далеко не все страны ЕС готовы выделить указанные средства, и хочет гарантий. Во-вторых, Турция намерена выбить из ЕС как можно больше финансовых и политических дивидендов. Ранее турецкий премьер заявлял, что 3 млрд евро может не хватить и что Анкаре нужны твердые гарантии, что ее больше не будут водить за нос в вопросе вступления в ЕС. Не далее, как в октябре, он отметил, что Анкара не может принять соглашение по принципу: “Дайте нам денег, и они останутся в Турции. Сейчас речь идет о 3 млрд евро в качестве дополнительной суммы, но эта сумма не фиксирована. Наши финансовые потребности могут возрасти”. Кроме того, Давутоглу заявил, что Турция не собирается оставлять на своей территории всех прибывающих в Турцию беженцев. И вообще, подчеркнул он, заниматься проблемой беженцев надо “всему международному сообществу сообща и что решить этот вопрос без урегулирования ситуации в Сирии не получится”.
А урегулирования в Сирии, судя по всему, не будет еще долго. Как и ожидалось, попытка президента Франции Франсуа Олланда впрячь в одну антитеррористическую коалицию США и Россию провалилась. Президент США Барак Обама, сам инициировавший в 2014 году военный союз против террористической организации “Исламское государство” (ИГ) с участием Иордании, Турции и стран Персидского залива, заявил, что Вашингтон не готов идти на тесный союз с Россией, которую американцы обвиняют в бомбежках позиций “умеренной оппозиции”. США готовы обсуждать с Россией вопрос о прекращении гражданской войны в Сирии: с этой точки зрения “сотрудничество с Москвой становится чрезвычайно важно”, заявил Обама, отметив при этом, что президент Сирии Башар Асад “должен уйти”.
Да и в вопросе сбитого Турцией российского самолета Запад не спешит с осуждением действий Анкары. Напротив, представитель США при НАТО Дэвид Льют заявил, что российский бомбардировщик Су-24 нарушил воздушное пространство Турции, передает gazeta.ru со ссылкой на Reuters. По словам постпреда, у США есть подтверждение турецких данных на эту тему. В то же время он заявил о непричастности США и НАТО к уничтожению самолета турецкими военными. Генсек Альянса Йенс Столтенберг вновь заявил, что НАТО полностью поддерживает право Турции на защиту своего воздушного пространства, и отметил, что инцидент с Су-24 в Сирии подтверждает важность создания механизмов для предотвращения эскалации с РФ, передает ТАСС.
Президент России Владимир Путин после инцидента со сбитым самолетом по-прежнему отвергает все попытки турецкого лидера Реджепа Эрдогана встретиться и поговорить. Путин ждет, точнее, ждал, ибо все сроки вышли, извинений, а Анкара извиняться не намерена, да еще и угрожает в случае чего возможностью повторения подобного. Не стал Путин встречаться с Эрдоганом и в Париже, где 30 ноября прошел саммит по климатическим изменениям, но второй раз за две недели встретился с Обамой. Обсуждались вопросы Сирии и Украины, сообщил Reuters со ссылкой на американского чиновника. Обама выразил сожаление в связи с инцидентом с российским Су-24, передал подробности разговора пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. По Сирии Обама заявил, что президент Башар Асад должен уйти в отставку и не должен принимать участие в процессе политического перехода, сообщил американский чиновник. По Украине стороны отметили необходимость скорейшей реализации минских договоренностей, сообщил Песков. В случае их выполнения с России могут быть сняты санкции, сказал собеседник Reuters. Пока обострение российско-турецких отношений имеет тенденцию к затягиванию.
Президент России 28 ноября подписал указ о введении санкций в отношении Турции, который предполагает запрет на ввоз отдельных турецких товаров, а также запрет на чартеры между странами, вводит запрет или ограничение деятельности организаций, которые действуют в России под юрисдикцией Турции. Кроме того, с 1 января 2016 года Россия отменит безвизовый режим с Турцией. Анкара российские шаги раскритиковала и заявила, что сама санкций в отношении России вводить не будет. Эрдоган же продолжает ожидать встречи с Путиным. “Мы отправили запрос на встречу с Путиным в первый день (саммита). Мы все еще ждем ответа”, — сказал Эрдоган журналистам в ходе климатической конференции ООН.
Пока Путин ждет извинений Эрдогана, а Эрдоган — встречи с Путиным, президенты Казахстана и Азербайджана предлагают свои посреднические услуги по нормализации российско-турецких отношений. По мнению Нурсултана Назарбаева, Москве и Анкаре необходимо создать совместную комиссию по расследованию причин инцидента, “быстро ее закончить, определить виновных, наказать, признать ошибки и восстановить отношения”. Назарбаев отметил, что он — “тот человек, который много лет работал для того, чтобы сблизить позиции России и Турции, сделать их дружественными, начиная со времен премьер-министра Демиреля, начиная с президента Ельцина”. “И все это, построенное много лет, может пойти насмарку”, — предупредил президент Казахстана, передает РИА Новости.
Ильхам Алиев предложение выступить посредником озвучил в пятницу в Баку на встрече с главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу.
Однако в Москве на предложения Назарбаева и Алиева пока не отреагировали. Сейчас предложение о посредничестве не востребовано, но может понадобиться на последующих этапах, считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, передает РБК. Выступая с позиции посредника, обе страны обозначали свою нейтральную позицию в этом противостоянии, которую им важно продемонстрировать, так как они имеют плотные связи как с Россией, так и с Турцией и не хотят оказаться перед необходимостью выбора одной из сторон, констатирует Жарихин.