Из информационного потока в связи со сбитым 24 ноября Турцией российским самолетом Су-24, осуществлявшим бомбежку позиций боевиков террористической организации “Исламское государство” (ИГ), можно однозначно заключить, что авантюра Анкары была запланированной и преследовала не одну-единственную цель.
Турция, с одной стороны, попыталась таким образом воспрепятствовать окончательному уничтожению Россией углеводородной инфраструктуры ИГ, которую курирует сын президента ТР Эрдогана — Билал, в разы пополняя семейные карманы. С другой, Анкара стремилась не допустить полного разгрома боевиков ИГ в данном районе сирийско-турецкой границы протяженностью 98 км, который она планировала объявить бесполетной зоной, забить его сирийскими беженцами, создав из них своеобразный буфер, а по сути — сохранить район для концентрации там боевиков ИГ и других террористических организаций. Кстати, спускавшийся на парашюте пилот российского бомбардировщика был расстрелян не, якобы, проживающими в этом районе туркманами, на защиту которых несколько дней назад рьяно встала Турция, а, как отметили российские эксперты, боевиками организации “Серые волки” ультраправых турецких националистов, которые придерживаются идеологии неофашизма. Главарь бандитов, которые расстреляли катапультировавшегося пилота Су-24, позировал перед журналистами агентства Reuters c деталями парашюта российского пилота в руках — сын экс-мэра турецкого города Кебан в провинции Элязыг Альпаслан Челик.
Мгновенное обращение Турции после случившегося в НАТО свидетельствует о том, что Анкара, прекрасно понимая, какую ярость содеянное ею вызовет в Москве, изначально рассчитывала на поддержку и защиту блока, членом которого она является и отношения которого с Россией весьма и весьма прохладны. Не исключено, что Анкара попросту пыталась столкнуть Россию и НАТО, что называется, лбами, надеясь в этой заварухе избежать не желательных для нее геополитических последствий. Не вышло. Трезвые головы в Москве и Брюсселе, равно как и в Вашингтоне, на эту турецкую провокацию не поддались. На срочно созванном в НАТО совещании многие страны — члены Альянса поставили под сомнение достоверность представленных Турций сведений об инциденте, и генсек НАТО вынужден был выступить с личным заявлением, весьма размытым, ибо отдать на откуп кому бы то ни было партнера по блоку он не мог, равно как не мог открыто признать правоту Анкары. Кстати, впоследствии США, Пентагон признали, что никакого нарушения российским самолетом воздушного пространства Турции не было, т.е., что самолет был сбит в небе над Сирией. А Россия уже заявляет о нарушении Турцией границы Сирии, равно как и подписанной между Россией и США, возглавляющими антитеррористическую коалицию, в которую входит и Турция, договоренности об избежании инцидентов в воздушных операциях в Сирии.
Еще одной целью турецкой авантюры было воспрепятствовать реализации инициативы президента Франции Франсуа Олланда по формированию широкой антитеррористической коалиции с участием России и других членов Совета безопасности ООН, а также, не исключено, Ирана. В день, когда был сбит российский бомбардировщик, Олланд проводил переговоры с президентом США Бараком Обамой, а российский лидер Владимир Путин только вернулся из Ирана, где провел переговоры, в т.ч. по ситуации в Сирии, с аятоллой Али Хаменеи и президентом Хасаном Рухани. Будет ли создана такая коалиция, пусть и ситуативная, ибо интересы отдельных, пусть и объединяющихся против общего врага, стран никто не отменял, еще вопрос. Однако ясно, что в прямом столкновении, если даже Анкара нечто подобное замышляла, не заинтересованы ни Москва, ни Вашингтон, ни Брюссель. Более того, мировые лидеры вновь подтвердили свою готовность бороться с группировкой ИГ до ее полного разгрома. Воевать с Турцией Россия, отметили в Кремле, не собирается. “Ответы” будут носить экономический, политико-дипломатический характер. Москва собирается “подвергнуть самому тщательному анализу” российско-турецкие проекты, в т.ч. сооружение на территории Турции АЭС “Аккую” стоимостью примерно $22 млрд. Военный “ответ” Москвы будет заключаться, в первую очередь, в отказе от военных контактов с Анкарой, в усилении мер безопасности российских бомбардировщиков, которые отныне будут действовать в Сирии лишь в сопровождении истребителей, а также в активизации действий по уничтожению позиций, лагерей и инфраструктуры боевиков ИГ и их приспешников. Кроме того, руководство России приняло решение отправить на военную базу Хмеймим в Сирии зенитно-ракетные комплексы S-400 “Триумф”, посредством которых сможет держать под контролем часть Сирии, южную Турцию, Кипр, восточное Средиземноморье и Израиль. ЗРК “Триумф” позволяет уничтожать все типы воздушных целей: самолеты, беспилотные летательные аппараты и крылатые ракеты. Комплекс способен одновременно поражать до 36 целей, наводя на них до 72 ракет. С-400 может уничтожить баллистическую ракету на подлете — на дальности до 60 километров, а самолеты — на расстоянии до 250 километров. Высота поражения — от 5 до 30 километров.
Анкара, поняв, что Москва не поверила последовавшим за инцидентом ее лицемерным заявлениям и уверениям в дружбе, в срочном порядке перебрасывает к сирийской границе 20 танков, размещенных в западных провинциях Турции. Генштаб Турции увеличил число военных самолетов, совершающих полеты вдоль турецко-сирийской границы. Как сообщает IHA, после этого вдоль границы с Сирией полеты будут осуществлять 18 военных самолетов F-16 ВВС Турции. Генштаб также отдал приказ о готовности всех видов сухопутных войск и авиации. Как сообщает CNN Türk, боеготовность всех родов войск ВС Турции поднята на самый высокий уровень.
Российско-турецкое обострение, мягко говоря, насторожило весь мир. Все понимают, что произошедшее будет иметь продолжение. Вопрос — какое и как выстраивать систему безопасности. Эти вопросы более чем актуальны и для Армении, на территории которой расположена военная база России с авиагруппой, а границу с Турцией охраняют российские пограничники. Одного этого достаточно, чтобы Турция усмотрела в нашей стране потенциальную угрозу для себя. В этом плане очень показательны факты нарушения воздушного пространства Армении вертолетами ВС Турции 6 и 7 октября этого года. Совершая полет по маршруту Игдыр — Карс на востоке Турции, неподалеку от границы с Арменией, они два дня подряд на 2-4 минуты залетали на армянскую территорию в направлении города Армавир. Таким был их предупредительный ответ на аналогичные нарушения воздушного пространства Турции российскими самолетами, осуществлявшими бомбежки позиций террористов ИГ.
Еще один потенциальный вариант турецкого “ответа” — обострение ситуации в зоне азербайджано-арцахского конфликта. Премьер-министр Турции Ахмед Давутоглу 25 ноября ни с того ни с сего вспомнил об Арцахе, заявив, что “Турция сделает все возможное для того, чтобы оккупированные территории Азербайджана были освобождены, а также “Турция также приложит усилия для нормализации азербайджано-армянских отношений”. И это говорит Давутоглу, утверждающий, что это он отдал приказ сбить российский самолет.
Вообще-то надо сказать, что официальный Баку в эти дни ведет себя тише воды ниже травы, что несвойственно Алиеву. Он в общем-то пришибленным вернулся из Антальи, где несколько дней назад в качестве личного гостя Эрдогана присутствовал на саммите G-20 и пытался убедить мировых лидеров в “армянской террористической угрозе”. Пришибленность президента Азербайджана местная оппозиционная пресса объясняет тем, что в Анталье Алиеву так и не удалось провести двусторонние встречи ни с одним лидером стран Большой двадцатки (Турция не в счет), в частности, с президентом США, которые не устают критиковать алиевский режим за подавление свободы слова и прав человека и даже намекают на возможность “цветной революции” в Азербайджане. Как бы то ни было, а по возвращении из Антальи Алиев назначил командира Шамкирского корпуса генерал-лейтенанта Ровшана Акперова командиром Бакинского корпуса, что, по мнению экспертов, говорит о решении усилить охрану своей Семьи. Как пишет haqqin.az, “генерал Ровшан Акперов предан правящей Семье и нынешней политической власти”.
За эти дни обычно словоохотливый Алиев ни слова не проронил по поводу инцидента с российским самолетом в Турции. Были общие фразы об усложнившейся в мире обстановке и привычно хвастливые о полной безопасности Азербайджана — внешней и внутренней. Однако с 23 ноября министр обороны АР Закир Гасанов почему-то решил провести трехдневные сборы с участием всего руководящего состава ВС Азербайджана.
Само по себе это явление довольно обыденное в любой армии. Но есть одно обстоятельство. 16-20 ноября с визитом в Баку побывал командующий сухопутными войсками Турции генерал Салих Зеки Чолак. И вообще за последние недели Азербайджан один за другим посетили несколько высокопоставленных турецких военных. Официальная версия целей визитов — вопросы расширения военного сотрудничества, проведение совместных учений, подготовка кадров и приобретение военной техники. На фоне же эскалации в российско-турецких отношениях эти визиты приобретают несколько иной смысл. По некоторым сообщениям, ВВС Турции несколько дней ждали ошибки ВКС РФ, чтобы нанести удар по ним. Сообщается, что турецкие F-16 регулярно вылетали навстречу российским самолетам Су в надежде на нарушение ими воздушного пространства Турции. Это еще одно свидетельство, что Анкара давно готовила эту авантюру. Возможно, турецкий генерал приезжал в Баку, чтобы проконсультировать Алиева о том, как тому себя вести в случае, если, точнее, когда… В этой ситуации не исключено ничего. И Москве, на мой взгляд, следовало бы подвергнуть тщательному анализу не только пакеты проектов с Турцией, но и практику продажи современнейшего вооружения союзнику Анкары — Азербайджану. Оружия, которое в конце концов может обернуться не только против Армении, но и против самой России.
Из истории следует извлекать уроки… Не всегда видимая выгода на деле оказывается таковой. Тогда “удар в спину” от “друга” Эрдогана (читай — Турции) не был бы неожиданным. Для Москвы.
Статья опубликована 27 ноября, 2015 15:25
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…