Аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) представили на днях очередной выпуск Макроэкономического обзора, в котором подведены итоги экономического развития шести государств-участников банка в первой половине 2022 года. Но помимо детального анализа текущей экономической ситуации в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, России и Таджикистане, в новом обзоре выявлены также признаки стабилизации инфляции и новый феномен — раскорреляция динамики национальных валют.
«Экономическая ситуация в государствах-участниках банка во втором квартале текущего года развивалась разнонаправленно», — сразу поясняет главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров.
Так, экономики России и Беларуси подверглись сильному санкционному давлению, что отразилось на деловой активности. Российский ВВП в мае потерял 4,3% в сравнении с маем прошлого года, а белорусский — 8,8%. Результаты российской экономики в целом по итогам пяти месяцев сложились лучше ожиданий, отмечает он. Однако прогноз по потере около 10% ВВП в совокупности за 2022-2023 гг. остается актуальным.
Ключевым фактором падения российской экономики является сжатие внутреннего спроса в результате ужесточения условий кредитования, осложнение сотрудничества с зарубежными контрагентами и повышение неопределенности. В июне, по оценкам аналитиков ЕАБР, снижение ВВП России может составить 4,5-5% г/г (год к году). «Экономики России и Беларуси будут адаптироваться к изменившимся условиям, но этот процесс длительный», — отметил Е.Винокуров
В Таджикистане рост ВВП замедлился, но оставался положительным. А вот в Казахстане, Кыргызстане и Армении экономическая активность в весенние месяцы набирала обороты. ВВП Казахстана за пять месяцев вырос на 4,6% г/г, ВВП Кыргызстана — на 5,7% г/г, а активность в Армении увеличилась на 10,2% г/г. В целом по итогам пяти месяцев текущего года агрегированный рост ВВП региона операций ЕАБР оценивается аналитиками банка в размере 0,9% г/г.
«Наибольшую динамику показывает экономика Армении. За пять месяцев экономическая активность республики выросла на 10,2% г/г. Удачный туристический сезон и расширение потребительского спроса со стороны российских граждан поддерживают экономику этой страны. С учетом более активного, чем ожидалось, второго квартала рост ВВП Армении в текущем году превысит все прогнозы», — указывают эксперты банка.
Услуги и торговля — основные драйверы экономической активности
Поддержку нашей экономике, как показал анализ, оказывают сектора услуг, торговли, строительства и, в меньшей степени, промышленности. Если говорить цифрами, то в мае экономическая активность в Армении ускорилась до 13% г/г преимущественно за счет расширения секторов услуг и торговли, общий вклад которых в рост показателя составил, по оценкам аналитиков ЕАБР, около 11,6%. Рост торговли и услуг объясняется туристическим сезоном и расширением спроса со стороны российских граждан, что видно в потребительском и финансовом секторах.
В этом смысле основными драйверами экономической активности в Армении как раз и стали сферы услуг и торговли, где рост в мае составил соответственно 30,2% г/г и 12,4% г/г (24,9% г/г и 8,9% г/г в январе-мае). Такая динамика в секторе услуг, по мнению аналитиков банка, объясняется расширением финансовой и страховой деятельности, сфер информации и связи, транспорта, организации проживания и питания.
«Это связано с усилением спроса на фоне увеличения числа нерезидентов, притока международного капитала и трудовых ресурсов, а также с поддержкой внутреннего спроса денежными переводами. Ожидается, что влияние указанных факторов на спрос будет сохраняться в течение третьего квартала текущего года», — прогнозируют эксперты.
Положительный вклад внесли также строительство и сфера промышленности. Последнюю поддержали обрабатывающие отрасли (производство продовольствия, строительных материалов, а также основных и драгоценных металлов). Во много именно за счет обрабатывающих отраслей промышленное производство увеличилось на 2,7% г/г в январе-мае текущего года.
«Рост в обрабатывающей промышленности объясняется как расширением спроса внутри страны, так и поставками за рубеж. Отрицательная динамика горнодобывающей отрасли сохраняется: спад в январе-мае составил 12,1% г/г на фоне приостановки работ Техутского месторождения», — объясняют специалисты.
Что касается объемов строительства, то они увеличились на фоне усиления кредитования отрасли и устойчивого роста ипотечного кредитования. К примеру, в мае объемы строительных работ увеличились на 18,1% г/г (в январе-мае на 11,4% г/г). Ускорению способствовало строительство, финансируемое за счет организаций. Работы сконцентрированы в секторах, связанных с недвижимостью, на фоне высоких темпов роста ипотеки и кредитов на строительство (на 32% г/г и 20% г/г соответственно по состоянию на май).
«С учетом значительно более сильного, чем ожидалось, показателя второго квартала и при сохранении наблюдаемой активности в третьем квартале экономический рост в Армении в текущем году превысит базовый прогноз ЕАБР», — говорится в докладе.
Ощутимые последствия укрепившегося рубля
Аналитики ЕАБР отмечают, что феноменом последних месяцев является беспрецедентное укрепление российского рубля к основным валютам. Рубль в июне временно торговался вблизи уровня 50 к доллару, чего не наблюдалось с 2015 года. Укрепление рубля, по мнению экспертов, является следствием сжатия внутренней деловой активности, валютных ограничений и вынужденного отказа от бюджетного правила.
«Говорить об устойчивой тенденции ослабления рубля пока преждевременно, поскольку сохраняется фундаментальный фактор давления на рубль в сторону его укрепления в виде высокого торгового профицита. В базовом сценарии мы ожидаем средний курс рубля к доллару в третьем квартале — 62, в четвертом квартале — 70. С укреплением российского рубля к доллару связано еще одно новое явление — сильная раскорреляция динамики национальных валют государств региона по отношению к российскому рублю», — обрисовал ситуацию главный экономист ЕАБР.
Тот же армянский драм, к примеру, ослаб к рублю на 20% с начала года. Тенге — более чем на 30%. Похожая динамика наблюдается и в Кыргызстане, где сом держался на отметке 79,5 за доллар с начала июня, а к российскому рублю обесценился на 14%. Белорусский рубль ослаб к российскому за июнь на 17%, а с начала года — почти на 40%.
«Все это может нести в себе ощутимые и неоднозначные последствия для экономик, которым еще предстоит проявиться. Ослабление к рублю может привести к снижению объема импорта товаров из России и стать дополнительным проинфляционным фактором.
С другой стороны, товары, поставляемые в Россию из этих стран, станут более конкурентоспособными по цене, что окажет поддержку промышленным и сельскохозяйственным экспортерам. Это особенно актуально для Беларуси. А в случае с Кыргызстаном и Арменией — это и увеличение объемов денежных переводов трудовых мигрантов в национальной валюте, которое может дополнительно поддержать потребительский спрос», — отметили аналитики ЕАБР.