В понедельник, 11 июля, на официальном сайте Национального Собрания Армении на короткое время появилось сообщение о том, что Совет НС ввел в обращение проект постановления, согласно которому планируется обратиться в Конституционный суд по вопросу лишения мандатов депутатов от оппозиционных фракций «Айастан» и «Честь имею».
Согласно проекту постановления НС, в список депутатов не включены Тагуи Товмасян и Ишхан Закарян, прошедшие в парламент по квоте фракции «Честь имею».
Напомним: ранее Ишхан Закарян вышел из оппозиционной фракции «Честь имею», но депутатские полномочия не сложил, перейдя в статус независимого депутата.
Что касается Тагуи Товмасян, избранной по квоте оппозиции главой постоянной комиссии НС по правам человека и общественным вопросам: после того, как Ишхана Сагателяна решением Совета НС отстранили от должности вице-спикера, а Ваге Акопяна – председателя постоянной комиссии, другие оппозиционеры — Армен Геворгян и Айк Мамиджанян, — сами отказались от занимаемых должностей председателя и заместителя председателя постоянных комиссий, она решила сохранить этот пост за собой, функционируя в статусе независимого председателя комиссии. То есть ни госпожа Товмасян, ни Ишхан Закарян, будучи оппозиционерами, отныне больше не являются таковыми, верная оценка чему дана проектом постановления Совета НС.
НЕСМОТРЯ НА ТО, что на сайте НС в данный момент вышеупомянутый проект постановления Совета НС отсутствует, тем не менее вопрос витает в воздухе.
Слухи о лишении оппозиционных депутатов мандатов в прессе и политических кулуарах муссируются давно — пожалуй, сразу после внеочередных парламентских выборов 2021 года.
То, что парламент в нынешнем составе депутатского корпуса не сможет спокойно работать, с самого начала было видно невооруженным глазом: оппозиционные фракции «Айастан» и «Честь имею» по составу получились уж чересчур радикальными, а некоторые депутаты из властной фракции «Гражданский договор» (в основном, неопытные, впервые оказавшиеся в представительном органе) в ходе выступлений, мягко говоря, не стесняются в выражениях. Два эти обстоятельства в совокупности дают взрывной эффект. Представленные в парламенте оппозиция и власть даже в этом зале не могут — и не смогут впредь, — терпеть друг друга (за прошедшее время они это уже наглядно продемонстрировали), что уж говорить о совместной работе на благо избирателей.
По всей вероятности, именно это обстоятельство и побудило Совет НС принять подобное постановление, тем более, что повод к этому оппозиция дала — уже несколько месяцев бойкотирует пленарные заседания НС и проводит уличные акции протеста, требуя отставки правительства, при этом тоже, кстати, не стесняясь в выражениях.
Заметим, Конституция страны четко регулирует механизм лишения депутата, в случае необходимости, мандата народного избранника. В Основном Законе страны описано несколько ситуаций. Ст. 95, в частности, гласит: «Депутат не может занимать не обусловленной своим статусом должности в других государственных органах или органах местного самоуправления, какой-либо должности в коммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, образовательной и творческой работы».
ОДНАКО за всю историю парламентаризма независимой Армении по этой статье ни один депутат не понес наказания, хотя в предыдущих созывах парламента почти половина законодателей непосредственно занимались бизнесом.
Статья 98, представляет другие ситуации завершения и прекращения полномочий депутата. Так, полномочия депутата завершаются в случаях истечения срока полномочий Национального Собрания, утраты им гражданства Республики Армения или приобретения гражданства другого государства, вступления в законную силу приговора о его осуждении к лишению свободы, вступления в законную силу решения суда о признании его недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим, его смерти, отставки.
И еще полномочия депутата прекращаются в случаях неуважительного отсутствия как минимум на половине голосований в течение каждого календарного полугодия».
Судя по всему, Совет НС при принятии проекта постановления (если таковой вновь появится в обороте, то перед отправкой в Конституционный суд, парламент должен одобрить документ) за основу принял факт отсутствия оппозиции при голосованиях.
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ независимой Армении развивается с трудом. Тому есть как объективные, так и субъективные причины. Но, не вдаваясь в подробности, напомним: было время, когда годы назад оппозиция «пропустила» целую сессию, но не лишилась мандатов до конца функционирования данного депутатского корпуса.
Что и говорить, ситуация беспрецедентная. Если оппозиционные депутаты лишатся мандатов, согласно законодательству, мандаты получат следующие номера предвыборного списка данной политической силы. Однако, судя по поведению оппозиции, в вопросе замещения вакантного мандата после сложения полномочий Артуром Ванецяном, она еще обдумывает свои следующие ходы — пустить в парламент нового депутата, или повременить с этим вопросом — ведь может грянуть и комплексное решение вопроса мандатов оппозиции…
В данный момент настроение у оппозиции решительное — в парламент вернутся только с собственной повесткой. Хотя — никогда не говори «никогда», особенно в политике…
Что до разговоров о том, мол, если оппозиция лишится мандатов и не допустит прихода в парламент новых людей из своих списков, и в представительном органе останется единственная политическая сила, без оппозиции, то заметим: согласно нашей же Конституции обязательным условием функционирования парламента является обеспечение стабильного большинства, а вот о присутствии оппозиции речи нет. В нашем случае парламентское большинство — «Гражданский договор», — имеет 71 мандат, каковым способно и обеспечить кворум, и принимать Конституционные законы, и даже вносить коррективы в саму Конституцию.
Посмотрим, как будут развиваться события.