Интервью с председателем Правления авиакомпании «FlyOne Armenia» Арамом Ананяном изначально было особенным, учитывая то, что моим собеседником был человек, прекрасно разбирающийся в тонкостях журналистики, кто много лет проработал в этой сфере, будучи в свое время пресс-секретарем премьер-министра Армении. Вдобавок, еще совсем недавно он был моим руководителем, возглавляя информационное агентство «Арменпресс», поэтому беседа с ним стала для меня своеобразным челленджем, как сейчас модно говорить.
— Не могу не спросить сразу, чем была обусловлена столь резкая смена сферы деятельности – от информационного агентства до авиакомпании? И что способствовало принятию такого решения?
— На самом деле, я часто задавал себе этот же вопрос. Думаю, что в самой человеческой сущности заложено желание всегда искать что-то новое, интересное — то, что может стать вызовом для личностного роста. Наверное, мы все сейчас, живя в этом быстро меняющемся мире, постоянно ищем для себя новые стези для самовыражения и самореализации. Поэтому предложение возглавить Совет авиакомпании «FlyOne Armenia» я принимал, беря во внимание в том числе и эти факторы.
В то же время, не могу сказать, что далеко ушел от журналистики, поскольку по роду деятельности некоторая часть моей работы остается достаточно публичной, в связи с чем очень часто и с большим удовольствием общаюсь с моими коллегами.
Никто, конечно же, не знает, что его ждет завтра, но я очень надеюсь, что смогу внести свой вклад в развитие армянской авиации и нашей авиакомпании. И очень рассчитываю на поддержку и понимание моих коллег-журналистов. Ведь зачастую именно журналисты выступают в роли контролирующих за качеством той работы, которую мы выполняем. В этом смысле, я крайне благодарен им как за похвалу, так и за критику, что не дает нам расслабляться.
Из маленького игрока на рынке – в серьезного авиаперевозчика
— Полгода назад, когда был дан старт деятельности авиакомпании «FlyOne Armenia», в сфере авиации повсеместно была довольно сложная обстановка, связанная с негативными последствиями пандемии коронавируса. Рисков было достаточно много, но, тем не менее, новому игроку на нашем авиационном рынке удалось за шесть месяцев достичь показателя в 100 тыс. пассажиров. А как бы Вы сами оценили итоги первых месяцев работы авиакомпании, насколько они соответствуют изначально поставленным целям?
— Полгода работы слишком мало для того, чтобы подводить какие-то итоги. И тот факт, что мы перешагнули 100-тысячный рубеж, является просто одной из символических вех для компании, которая только недавно появилась на рынке. Да, действительно, это было очень непростое время, когда, с одной стороны, пришлось столкнуться с посткоронавирусными реалиями, а с другой – действовать в условиях неопределенности вокруг самой Армении и в целом всего региона.
Конечно, по ходу в наших планах происходили изменения, связанные, в том числе, и с военной операцией России на Украине, что тоже повлияло на нашу работу. И не только на нашу. По сути, авиация, будучи очень регламентированной сферой деятельности, во многом зависит от макро-факторов, изменения которых напрямую отражаются на деятельности авиакомпаний.
Сейчас авиапарк «FlyOne Armenia» состоит из современных судов — двух самолетов Airbus A320, имеющих по 180 посадочных мест, и одного Airbus A319 (144 посадочных места), приобретенных нашей компанией в собственность. В ближайшей перспективе собираемся расширить как наш авиапарк, так и сетку авиаполетов.
Если говорить о сегодняшних направлениях полетов, то сейчас осуществляем рейсы в Москву, Сочи, Париж, Лион, Стамбул, Кишинев, Тбилиси, Санкт-Петербург. При этом недавно мы дали старт рейсам на Бейрут. Однако в связи с тем, что авиационные власти Турции не предоставили нам возможность для осуществления полетов в Ливан через воздушное пространство Турции (overflight), было решено на месяц приостановить это направление до тех пор, пока не будут решены все эти вопросы. При этом я не вижу никаких авиационных причин того, почему Турция блокирует overflight.
Ожидаем, что вскоре решится вопрос с рейсами в Бейрут. Будем стараться в этом году подключить к нашей сетке также Минводы, Екатеринбург, Новосибирск. Так что, если все-таки подводить некоторые итоги, то на сегодня мы, в принципе, из маленького игрока на авиационном рынке Армении превратились уже в серьезного авиаперевозчика, который имеет самую широкую сеть авиапассажирских перевозок.
Превратить «FlyOne Armenia» в национальный бренд, который все любят
— Г-н Ананян, несмотря на то, что «FlyOne Armenia» является своеобразной гибридной моделью авиакомпании, она, тем не менее, позиционирует себя в качестве бюджетной авиакомпании, которая внедрила практики, присущие лоукостерам. Однако у нас в Армении многие пассажиры привыкли к традиционным авиакомпаниям, предоставляющим полный пакет услуг. Удается ли вам изменить их отношение к лоукостерам — сломать, так сказать, стереотипы?
— Вы правы, мы позиционируем себя как лоукостер, но в то же время «FlyOne Armenia» — это национальная гибридная авиакомпания, у которой есть черты как традиционной авиакомпании, так и лоукостера. Однако, на мой взгляд, будущее за бюджетными авиакомпаниями, потому что они вынуждены гораздо быстрее адаптироваться на этом рынке, работая более эффективно и продуктивно.
Дело в том, что понятие «лоукостер» появилось сравнительно недавно, в 1980-1990-х годах. Поэтому многим кажется, что это нечто из ряда вон выходящее. Понятно, что пассажир, привыкший к традиционным авиакомпаниям с полным пакетом, когда впервые пользуется лоукостером, чувствует огромную разницу. Но при этом лоукост-компании дают возможность пассажиру самому выбирать тот перечень услуг, который ему нужен. Это значит, что мы не субсидируем одного пассажира за счет другого. Каждый выбирает тот объем авиационных услуг, за который согласен платить, то есть решение принимает сам.
Ведь пассажиры в аэропортах совершенно разные. Среди них есть те, кто летает семьями и им нужен большой багаж, а есть, к примеру, студент, кто на пару дней уезжает, скажем, на студенческую конференцию, поэтому ему достаточно небольшой сумки. Так вот, мы не намерены субсидировать одного пассажира за счет другого.
— Как это делают традиционные авиакомпании.
— Да. Но мы их не критикуем, не обсуждаем, поскольку это их бизнес-модель. Просто у бюджетных авиакомпаний своя модель. Что касается стереотипов, то, думаю, вы правы в том контексте, что у нас есть проблема в повышении уровня авиационной грамотности уважаемых наших пассажиров. К примеру, во всем мире бюджетные авиакомпании проводят регистрацию авиабилетов в аэропортах в качестве платного сервиса, предлагая взамен бесплатную онлайн регистрацию. Мы также придаем важность и мотивируем наших пассажиров к онлайн регистрации, стремясь к тому, чтобы они заранее регистрировались на рейс.
При этом онлайн регистрация на наши рейсы открывается за 24 часа до вылета и закрывается за 4 часа до вылета. Вся информация об онлайн регистрации предоставляется при бронировании билетов, а затем за 24 часа до вылета на адрес электронной почты, указанный при бронировании, высылается уведомление об открытии бесплатной онлайн-регистрации.
Делается это не для того, чтобы авиакомпания на этом заработала. Отнюдь. Просто задача в том, чтобы оптимизировать и ускорить наши бизнес-процессы, привлекая к участию также и пассажиров, которые взамен не доплачивают за этот сервис. Вот таким вот способом стараемся мотивировать своих пассажиров на онлайн покупки билетов и онлайн регистрацию. И — да, мы замечаем, что есть определенные недовольства, недопонимания. Возможно, в какой-то степени — это следствие наших недоработок, над которыми нужно будет работать, чтобы впоследствии таких моментов было бы меньше.
Но в целом видим, что лоукост-компании в Армении тоже находят свою нишу на авиационном рынке и многие уже привыкли к тем сервисам, которые они предоставляют. Потому что, в конечном счете, наша цель в том, чтобы превратить «FlyOne Armenia» в очень хороший национальный бренд. Бренд, который любят, бренд, который наши пассажиры будут считать своим.
Нацелены на постоянное повышение качества услуг
— Стремление авиакомпании стать признанной и популярной среди пассажиров предполагает постоянное повышение качества услуг. Однако бывают случаи, когда люди, купившие билеты на рейсы «FlyOne Armenia», жалуются на задержки или вовсе отмену полета. С чем связаны эти проблемы, и как они решаются?
— Во всех таких случаях мы, с задействованием всех возможных средств коммуникации, детально объясняем нашим пассажирам причину, по которой произошла отмена рейса.
— Но, согласитесь, для того же студента, который спешит на свою конференцию в конкретный день и час, будет совершенно неважно, по какой причине был отменен его рейс.
— Мы делаем все возможное, чтобы такие случаи не повторялись. Но сейчас во всем мире на авиационном рынке, а тем более, в нашем регионе уровень неопределенности на порядок выше, чем в доковидное и даже в постковидное время. Естественно, подобные ситуации с отменой рейсов для нас крайне нежелательны. Потому что наряду с потерей доверия пассажиров, мы можем понести и экономические убытки.
Но то, что происходило в прошлом, все эти аспекты были связаны с макро-индикаторами, которые находились вне зоны компетенции нашей авиакомпании. То есть это были форс-мажоры, которые трудно предугадать даже крупным игрокам на рынке. И, если рассмотреть динамику, то наша компания довольно быстро справилась с возникшими трудностями и впредь намерена делать все возможное, чтобы таких проблем было как можно меньше. Мы, действительно, нацелены на постоянное повышение качества предоставляемых услуг, что является основным направлением нашей работы и непрерывным процессом.
Конкуренция позволит оздоровить наш авиационный рынок
— Вы отметили, что главная цель в том, чтобы «FlyOne Armenia» стала очень хорошим национальным брендом. Но недавно в Армении было заявлено о запуске еще одного национального авиаперевозчика – компании «Fly Arna». Является ли эта компания вашим конкурентом на армянском рынке?
— Любая авиакомпания, не только «Fly Arna», но и международная, с которой мы работаем на одном рынке, является нашим конкурентом. Мы ничего плохого не видим в этой конкуренции, наоборот, считаем, что эта конкуренция позволит оздоровить наш авиационный рынок и даст ему возможность развиваться быстрее.
На самом деле, Армения имеет все шансы для того, чтобы на данном этапе стать очень хорошим авиационным хабом в глобальном смысле. Если посмотрим на карту, то это самое удобное расположение для того, чтобы связать Европу и Ближний Восток, Россию с другими странами. Иначе говоря, на сегодня у нас есть исторический шанс, который мы должны использовать.
— Спасибо за интересную беседу, г-н Ананян.
Статья опубликована 6 июля, 2022 09:33
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…